Re: Как мы живём?
Добавлено: 19 фев 2016, 00:05
Интервью
20.01.16 10:03
Дмитрий Климов: Людей с первобытно-примитивной религиозностью в России подавляющее большинство. Часть 1
Автор: Евгений Середа
Политолог, психолог (г. Винница)
«фрАза»
В феврале этого года священник из города Калач-на-Дону Волгоградской области (Россия) Дмитрий Климов, выступая перед местными казаками, раскритиковал политику кремлевских СМИ, поражаясь тому, с какой легкостью многие люди в сегодняшней России говорят о войне, в том числе и о ядерной. При этом уже как историк он подчеркнул, что когда большинство народа соглашается с вероятностью войны, то она возникает.
Видео этого выступления попало в YouTube и на данный момент собрало более 300 тысяч просмотров. На своей странице в Facebook отец Дмитрий, имея широкую аудиторию читателей, нередко пишет о вещах, режущих слух российских ура-патриотов, которые уже успели записать его в «либеральные священники».
В интервью «фрАзе» отец Дмитрий делится своими соображениями о войне и мире, свободе и несвободе, о том, может ли российский патриот быть свободным от имперского комплекса, а также о том, по какой причине Украина и Россия навсегда могут остаться врагами.
Опубликованное в феврале этого года видео, на котором вы раскритиковали политику федеральных СМИ, привлекло внимание широкой интернет-аудитории как в России, так и в Украине. Тогда вы выступали перед казаками Волгоградской области. Как вы оцениваете действия тех казаков, которые приняли активное участие в «русской весне» на Донбассе?
Мне кажется, достаточно того, что их действия совершенно недвусмысленно оценивают статьи 208 и 359 УК РФ. Я, как законопослушный гражданин своей страны, с этой оценкой абсолютно согласен. Сферу любви и прощения регламентирует вера, а сферу справедливости — закон. Закон должен соблюдаться в полном объёме и применяться не избирательно. Иначе мы рискуем выйти из-под защиты закона в самый неподходящий и неожиданный для нас момент. Закон в данном случае нарушался, и я не слышал о том, чтобы кто-нибудь понёс наказание. Казак это или не казак, но если с оружием в руках воевал без соответствующего приказа на территории чужого государства, то это преступник.
Удивительная самоуверенность заставляет многих моих соотечественников думать, что они могут разобраться в проблемах, возникших в другой стране, не разобравшись в собственных. Критиковать выбранные пути политического и духовного развития при полном отсутствии своих идей. Как-то ночью в начале лета в окно приходского дома постучали. Я открыл. На пороге -- мужичок лет 40-45 в камуфляже. Немного «подшофе». «Батюшка, открой храм, нужно свечку за ребят поставить». «Приходи утром и поставь». «Не могу, завтра уезжаю опять на войну в Луганск». «А кто тебя туда посылает воевать?». Ответ потрясающий: «А я больше ничего не умею...».
Кстати, как отреагировали местные казаки на то ваше выступление?
Наши казаки сохранили благоразумие, хотя некоторые горячие головы коллективным усилием пришлось остудить. Лично я не благословил на эту войну ни одного человека. Наши казаки отвезли на Донбасс много гуманитарной помощи, но в военных действиях, слава Богу, не участвовали. А что касается выступления на круге, то у многих сложилось неправильное впечатление, что батюшка, дескать, говорил во враждебно настроенной аудитории и рисковал быть растерзанным разъярёнными казаками. Это не так. Мы с этими ребятами вместе уже 10 лет. Они уважают меня, а я их.
Никогда не упускаю случая поделиться с ними своим мнением и их выслушать. В их окружении чувствую себя, как среди братьев. Так что они с благодарностью и солидарностью выслушали меня и сказали «любо». И нужно понимать, что многие из них — казаки родовые. Казачья культура и дедовы традиции для них не рисовка, а часть жизни.
В той же речи вы акцентируете (уже как историк), что есть такая закономерность: когда большинство населения страны хочет войны, она приходит. Можете привести несколько исторических примеров?
Православная аскетика учит нас тому, что всякий грех возникает не на пустом месте и не вдруг, а тогда, когда человек согласился и соединился с греховным помыслом в своём уме. Когда перестал бороться с ним на уровне осмысления и исторгать его из разума. Это касается не только жизни одного человека, но и жизни народов. Никто не будет отрицать, что война — это грех и что этот грех приносит человечеству столько горя, сколько не приносят все остальные беды, вместе взятые. Хорошо, когда у народа есть внутренняя табуированная защита от культивирования ненависти и агрессии. Этой защитой (иммунитетом) являются и ветераны, то есть люди, прошедшие войну и помнящие её ужасы. Но они в большинстве своём вымерли в наших странах. Образ войны как ужаса, смерти и страданий стирается и настойчиво рисуется другой -- героический, победный, фанфарный. Это очень опасно! Главное ведь то, что для войны всегда есть повод. Всегда! И этим поводом могут быть и территориальные претензии, и идеологические, а также религиозные разногласия, и экономические интересы. Без этих поводов, вне этих разногласий не живёт ни одна страна в мире.
Но мудрость народа и проявляется в умении решать все эти проблемы дипломатическим путем. Исторических примеров, когда война начинается сначала в головах, потом в клозетах, а затем в действительности, множество. Необычайный патриотический подъём в России летом 1914 года. Когда весь народ пел на коленях «Боже, царя храни» и просил государя защитить братьев-сербов. Государь защитил, но через три года сам оказался никому не нужен. Вторая мировая война началась не тогда, когда германский народ почувствовал себя обиженным после Версальского мирного договора, а тогда, когда Гитлер подготовил идеологическую базу расовой исключительности арийцев и на её основе "промыл" мозги большинству населения. Война в Афганистане. Могла ли она состоятся, если бы советский народ не поддерживал экспансивной политики своего правительства? И если бы мы с детства не жили в постоянном ощущении угрозы от других стран и в недоумении от того, «чё ж они на нас рыпаются, капиталисты проклятые».
Очевидно и то, что всё-таки война бывает оправданна, когда является освободительной, когда народ вынужден защищать себя от нападения внешнего врага. Поэтому главным средством милитаризации народного сознания всегда было формирование образа собственной незащищённости и хищнических амбиций опасного, готового в любой момент напасть врага. Большинство войн начиналось под видом превентивного удара.
Если отойти от геополитики и идеологии, следствием каких духовных процессов может быть массовое желание войны?
Следствием искажённой язычеством религиозности. Поясню. Любому священнику на протяжении своего служения зачастую приходится общаться с людьми, которые,приходя в церковь, жалуются на жизненные неприятности и винят в них окружающих. «Вот я заболел, потому что меня сглазили». «Вот муж от меня ушёл, потому что эта „змея“ его приворожила». «Вот на работе неладно из-за порчи, наложенной конкурентами». И священник пытается переориентировать человека и попытаться найти причину неприятностей не в других, а в самом этом человеке. В своих грехах. Покаяние — это то, с чего начинается путь к истинному Богу. Без покаяния вся духовная жизнь -- лишь митация и топтание на месте. Хорошо, если человек это понимает, тогда всё становится на свои места. Тогда оказывается, что и болезни, и семейные кризисы, и депрессии, и неудачи в работе — следствие неверно выбранного жизненного пути. Но если священнику не удаётся переубедить человека, то этот человек уйдёт разочарованный тем, что попал на неграмотного попа, который не умеет порчу снимать, и пойдёт к бабкам, колдунам и магам. И людей с такой первобытно-примитивной религиозностью у нас подавляющее большинство.
И поэтому ничего удивительного нет в том, что эта искажённая религиозность проецируется и на историю, и на внешнюю политику. «Революция 1917 года произошла не потому, что страна оказалась не в состоянии решать созревшие социальные противоречия, а потому, что жидомасоны отравили своим ядом умы, а Германия навела порчу в виде опломбированного вагона с Лениным и Ко». «Холодная война, разорившая Советский Союз, разразилась не потому, что коммунистическая идеология по своей экспансивности и агрессивности могла сравниться разве что только с нацизмом, а потому, что гадкий Черчилль назвал нашу белую и пушистую державу империей зла и таким образом проклял». «СССР развалился не вследствие глубокого внутреннего кризиса, а из-за подлого сглаза США». «И вот теперь, когда мы уже 15 лет неуклонно движемся к благоденствию и процветанию, все силы ада опять ополчились против нас — какая-то мегапорча наложена на Россию, и ей нужен мегашаман».
Как тяжело склонить голову перед Богом и попросить у Него прощения за всё то, что мы натворили в 20 веке: за убийство царской семьи, за гражданское кровопролитие, за раскулачивание и расказачивание, за голод в Поволжье, за голодомор в Украине, за убийство священников, за миллионы расстрелянных, за легализацию абортов, за миллионы выгнанных из страны людей, за Венгрию и Чехословакию, за Бродского, Пастернака и Солженицына и за много ещё чего! Гораздо легче забыть обо всём этом или же обвинить других. Но забвение не имеет творческой преображающей силы, а покаяние имеет. Это знают в тех странах, где ещё помнят о христианстве. Признание ошибок и преступлений не унизит нас и не нивелирует наши достижения. Многие искренне убеждены, что заповеди Христовы действенны и работают только на ближнем круге, то есть в семейных и межличностных отношениях (как некий аутотренинг), а в политике они, в принципе, не применимы, и что на категориях прощения и покаяния не может быть основан ни один политический шаг. Но это совершенно не верно! И уже совсем конкретно отвечая на вопрос, скажу: самооправдание, нераскаянность, неумение осознать внутренние проблемы — это главные моменты, которые формируют потребность ощетиниться ракетами к внешнему миру и ждать удара.
Может ли патриот России быть полностью свободным от имперского комплекса?
Думаю, вполне. У меня гораздо большую гордость за свою Родину вызывает тот факт, что люди во всём мире объясняются друг другу в любви стихами Пушкина и Пастернака, нежели то, что люди во всём мире дырявят друг друга из автомата Калашникова. Я бы хотел видеть свою страну спокойной и миролюбивой, а вместо этого я всю свою жизнь прожил, осенённый мечом Родины-Матери с её искажённым от воинственного вопля лицом. Врагов уже прогнала, а меч так и остался занесённым, но над кем?.. И этот огромный мизинец на ноге. Ведь она раздавит и не заметит. Это мои детские кошмары.
Главная проблема в том, что современный патриотизм культивируется не на любви к своей культуре, не на знании своей истории, не на желании принести пользу Родине своим честным и квалифицированным трудом, а всего лишь на ксенофобии и неприязненности к другим странам и народам. Это патриотизм гнилой и трухлявый.
Настоящий патриотизм русского человека мог бы проявляться в том, чтобы сохранять один из главных культурообразующих компонентов — язык.
Народ, давший миру Пушкина, Блока, Цветаеву, Пастернака, Бродского, как миазмами пропитывает всю страну матом! Где русский патриотизм, если никто не говорит на русском языке?!
Настоящий патриотизм мог бы проявляться в том, чтобы знать свою историю по-настоящему: не только в фанфарном мажоре побед и достижений, но и в миноре ошибок и поражений. Именно это главная цель истории — показать ошибки и тем самым предостеречь от них в будущем. Вместо этого вырабатывается целый ряд исторических мифологем, мешающих тем, кто их усваивает, делать объективные выводы исторических законов и анализировать современные политические процессы, которые очень скоро тоже станут историей. Поэтому каждое поколение живет как с чистого листа, без учета прошлого.
Настоящий патриотизм мог бы проявляться в том, чтобы сохранять от разводов семьи и наполнять их тем количеством детей, которое предусмотрел Бог, а не врач-гинеколог. Я, честно говоря, устал приводить эту убийственную статистику, но так проще и короче. На 100 родов 100 абортов! На 100 браков 100 разводов! Где патриотизм? Где забота о будущем страны?..
Настоящий патриотизм в том, чтобы сохранять генофонд нации. Сколько можно пить?! Посмотрите, как много лиц с явными признаками алкогольного вырождения. Какое потомство принесут эти люди? Всё можно восстановить: можно заново выстроить разрушенные храмы, можно вычистить русла погибающих рек, можно восстановить озоновый слой. Но разрушенный геном человека не восстановишь! Россия — четвертая страна в мире по потреблению алкоголя после Молдовы, Чехии и Венгрии. И учитывая, что и как пьют в этих трех странах, можно только удивиться: насколько же крепкое здоровье изначально дано нашему народу, если мы еще живы!
Если уж вы вспомнили ту проповедь на казачьем круге, я приведу слова оттуда. "Надо каждую выпитую бутылку водки воспринимать, как ракету, которая в нашу сторону прилетела и в нашей стране взорвалась. Каждый аборт, который мы в своих семьях допускаем, — это геноцид. Никто к нам с геноцидом не пришел. Мы сами вырезаем собственных детей.
Каждый развод — это развал страны и сепаратизм. Каждая измена своей жене — это измена Родине. Потому что сложно представить такого человека, который в одном чем-то верен до последней капли крови, а жене своей верен быть не может.
Продолжение следует...
Дмитрий Климов: Форма правления не менялась в России уже тысячу лет. По сути, это всегда была монархия. Часть 2
Автор: Евгений Середа
Политолог, психолог (г. Винница)
«фрАза"
Согласно последним данным «Левада-центр», по сравнению с мартом 2014 года доля россиян, которые узнают новости по телевидению, уменьшилась на 5%, а тех, кто доверяет ему как источнику информации, стало меньше на 9%. Как вы прокомментируете эти показатели?
Это результат по меньшей мере двух процессов. Сейчас меняются способы получения информации. Интернет заменяет собой и ТВ, и прессу, и радио. Молодёжь и вовсе не смотрит ТВ. Так что первая причина в этом. Но есть и другая. Для многих сейчас очевидно, что ТВ — это не столько средство массовой информации, сколько средство воздействия на массы, то есть инструмент пропаганды и агитации. Не все, прошедшие через советское промывание мозгов, готовы с радостью предоставить свой мозг для повторной промывки. У многих людей, выросших в советское время, выработался условный рвотный рефлекс на назойливое повторение одних и тех же политических тезисов. И если в 2013-2014 годах была иллюзия того, что во всём можно разобраться, если внимательно смотреть главные каналы, то теперь возникает ощущение, что чем больше ты эти каналы смотришь, тем крепче и непроницаемей стена между тобой и реальностью. И хотя некоторым за этой стеной вполне комфортно, кого-то этот комфорт не устраивает.
Лично для меня гораздо интересней получать информацию от непосредственных свидетелей событий, и, к сожалению или к счастью, моё служение предоставляет мне возможность общаться с очень разными людьми на очень разных уровнях доверительности. Я сопоставляю результаты такого общения с тем, что преподносят телеканалы, и несоответствия бывают очень сильными. Безальтернативность официальной точки зрения, нежелание и неумение дискутировать на основании тезисов и аргументов, а не посредством эмоций (главная из которых -- праведный гнев), одностороннее освещение событий — всё это объясняет потерю доверия к телевидению как к надёжному источнику информации.
В том же «Левада-центр» отмечают, что большинство россиян чувствуют себя свободными, но в это понятие «зачастую вкладывают не наличие политических свобод». В то же время во Всероссийском центре изучения общественного мнения констатируют: в декабре социальное самочувствие жителей России ухудшилось. На ваш взгляд, может ли ухудшение социального самочувствия заставить многих россиян пересмотреть свое отношение к политическим свободам?
Свобода в понимании многих людей — это возможность что-то купить, заработать, съездить на курорт, планировать своё будущее. Конечно, такой свободы становится меньше, и это заметно уже сейчас. А свобода, которая связана с ответственностью за свою страну, за её выбор, воспринимается как ненужная формальность, её нужно перепоручить другим, политикам, чиновникам. И хотя они распоряжаются ею не в наших интересах, нам она всё равно не нужна, мы не знаем, что с ней делать. Спорят две свободы — свобода есть и свобода жить. Первая большинству нужнее, когда она будет под угрозой, это сразу будет понятно всем. Реакция вполне предсказуема. Опять бунт, опять революция, опять кровь. Политическая свобода — это и свобода протеста. Но, чтобы против чего-то протестовать, нужно предложить альтернативу тому, против чего протестуешь.
Мы протестуем против коррупции. Но есть ли в каждом из нас такая честность, которая гарантировала бы, что, окажись мы на месте чиновника, мы бы не брали взяток? Мы протестуем против экономического кризиса. Но каким образом наша производительность труда способствует экономическому процветанию? И протест превращается не в конструктивный процесс, а в поиск виноватых. «Жизнь стала бы лучше и светлее, если бы не было...» и дальше подставляй: такой власти, вороватых чиновников, либералов, «ватников» и так далее. Настоящий протест должен быть против собственных недостатков и грехов, и из этого протеста вызревает истинная, ответственная, созидательная политическая свобода. Её нельзя ввести или разрешить, она или рождается в народе, как созревший плод, или извергается, как кровавый выкидыш. Нашему народу нужно ложиться на сохранение.
В христианстве акцент делается на внутренней свободе, которая может оставаться и в самых подневольных гражданских условиях. Когда же христианин ищет политической свободы, он проявляет несмирение или действует вполне в христианском духе?
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 31-34). То есть главная свобода — это свобода от греха, и за неё надо бороться в первую очередь. И Христос вооружает нас на эту борьбу. Человек, стремящийся к такой свободе, главное препятствие для себя видит не во внешних обстоятельствах жизни, а в своих страстях (греховных навыках). И я уже сказал, что если политическая свобода вызревает из этой внутренней свободы, то она органична и её может даже и не надо добиваться. Политическая свобода имманентна внутренне свободному человеку.
И, наоборот, если дать политическую свободу внутренне несвободному человеку, она его только погубит. Конечно, можно на это сказать, что политическая свобода тогда не доступна никому, поскольку нет людей, свободных от греха. Увы, может, это и так. А может, не стоит рассуждать в категориях "или есть или нет"? Скорее всего, политическая свобода прямо пропорциональна внутренней. Чем больше той, тем больше этой. У нас нет политической свободы не потому что Ленин, Сталин, Брежнев и другие у нас её отняли, а потому, что она нам не нужна и мы до неё не доросли. Сейчас многие критикуют либерализм и гуманизм, особенно легко делать это людям, не знающим перевода этих слов. А ведь именно христианство дало миру поистине высочайшую трактовку понятий «Свободы» и «Человека». В Сыне Божьем соединились две воли — Божественная и Человеческая, и это соединение породило Свободу Креста! В Сыне Божьем соединились две природы — Божественная и Человеческая, и это соединение явило Личность Христа!
В конце декабря покончил жизнь самоубийством 18-летний житель Самарской области Влад Колесников, который ярко выражал свою проукраинскую позицию. Говорят, парня затравило его окружение. Общественное давление в сегодняшней России настолько жестоко?
Я почти ничего не знаю про этого бедного мальчика, поэтому от комментариев по его поводу воздержусь. А то, что касается общественного давления, то тема эта перекликается с предыдущей. О свободе. Общество всегда оказывает то или иное давление на личность, а внутренне свободный человек вполне может его выдержать, не сломавшись. Но таких людей мало, простора в душе человека нет, некуда спрятаться, поэтому так сильно переживается прессинг окружающих. Статистика детских самоубийств действительно убийственная. Основная причина не в давлении общества, а в состоянии наших семей, в которых детям некомфортно до самой крайней степени. Отсутствие любви, разводы родителей, пьянство, измены, невероятное одиночество детей в неполноценных (количеством детей) семьях — всё это сталкивает ребёнка лицом к лицу с экзистенциальными проблемами в таком возрасте, когда он ещё к ним не готов. Ну, а наша нетерпимость к инакомыслию — притча во всех языцех.
Как бы вы объяснили тот факт, что среди украинцев, выступающих за европейские ценности, гораздо больше пиетета к христианству, чем среди либерально настроенных россиян?
Очень легко объясню этот факт. В Украине гораздо лучше сохранились христианские традиции. Во-первых, потому, что в Украине репрессии по религиозному принципу были чуть слабее. Во-вторых, храмов разрушили меньше, чем в России. И, в-третьих, немалая часть Украины была присоединена к СССР уже на излёте самых кровавых репрессий. Так что исторически христианство в Украине пострадало немного меньше, чем в России. А что касается либерально настроенных россиян, то, например, Дмитрий Быков, по моему скромному мнению, не только великий поэт нашего времени (сужу не по политическим памфлетам, а по лирике), но и очень глубокий и настоящий христианин. Если я не ошибаюсь насчёт его либеральной настроенности.
И в России, и в Украине есть православные верующие, которые положительно относятся к советской власти. Это — попытка примирить в сознании взаимоисключающие вещи? Или они не совсем взаимоисключающие?
Форма правления не менялась в России уже тысячу лет. По сути, это всегда была монархия. Особенно абсолютизированной она была именно в советское время. Ничего удивительного нет в том, что сейчас, в период очередного укрепления монархической власти, обращаются к историческим примерам предшественников. Сейчас советские времена идеализируются, предпринимаются попытки обелить и оправдать террор и жестокость. Внедряется идея необходимости жертв для достижения социальной справедливости и политических успехов. Наряду с этим наблюдается тотальное нежелание видеть исторические ошибки и делать из них выводы для будущего. Вновь возрождается культ Сталина. И дело совсем не в том, что кто-то ещё не знаком с масштабом политических репрессий и количеством человеческих жертв. Нет, все в курсе. Просто для многих — это не ужас, а оправданные издержки великих свершений (индустриализации, победы и так далее). Постулируется невозможность властвовать и управлять страной без жертв. Когда речь идёт о власти, упраздняются не только христианские заповеди, но и элементарные нормы человеческой морали. Да, Сталин был жесток, но он навёл порядок. Да, погибли многие невинные ни в чём люди, но строились заводы и каналы. Да, сажали за колоски, но выиграли войну и изобрели атомную бомбу.
Мне приходит в голову довольно мрачное сравнение. Представьте себе, что Чикатило убивал свои жертвы не ради удовольствия, а для великих и благородных целей. Он не просто потрошил женщин, а продавал их внутренние органы за границу и на вырученные деньги строил детские дома, поликлиники, приюты, школы, заводы. Этакий Юрий Деточкин. Могли бы мы, зная это, отнестись к нему по-другому? Может быть, нашёлся бы суд, который оправдал бы его? Не думаю. Но почему же, когда речь идёт об обычной жизни, это так очевидно и неоспоримо? Но как только рассуждения простираются на высшие горизонты политики и власти, нам так трудно назвать убийцу убийцей и мерзавца мерзавцем?! По-моему, глупо спорить с тем, что коммунистическая идеология утопична, и хотя декларируемая социальная справедливость ставится в ней во главу угла, методы её достижения совершенно бесчеловечны. Поэтому ни о какой совместимости с христианством не может быть и речи. Христианство может тоже показаться утопией, но мы называем это чудом, и главной действующей силой этого чуда является Бог, а не человек. А от человека только и зависит, что перенимать у Бога его методы достижения счастья здесь и в вечности. И методы эти — не репрессии, депортации и убийства, а любовь, прощение и милосердие.
Сколько времени, на ваш взгляд, потребуется, чтобы наладились российско-украинские отношения на уровне народов, и при каких условиях это может произойти?
Если ничего не менять, то они не наладятся никогда. Мы можем навсегда остаться врагами, если в нашей стране укоренится мнение о том, что мы имеем право вмешиваться в жизнь и дела другой страны с такой лёгкостью и наглостью. Одно я могу сказать определённо: то, что случилось, не должно было случиться, наши народы не должны были воевать. Однако это случилось, и мы это допустили. Это случилось в наше, в моё время, и значит, я виноват в этом. Я не сделал того, что мог сделать, не сказал того, что мог сказать, не остановил то, что можно было остановить. И я не могу просить прощения за весь свой народ, но за себя лично я могу это сделать. Братья украинцы, простите меня!
20.01.16 10:03
Дмитрий Климов: Людей с первобытно-примитивной религиозностью в России подавляющее большинство. Часть 1
Автор: Евгений Середа
Политолог, психолог (г. Винница)
«фрАза»
В феврале этого года священник из города Калач-на-Дону Волгоградской области (Россия) Дмитрий Климов, выступая перед местными казаками, раскритиковал политику кремлевских СМИ, поражаясь тому, с какой легкостью многие люди в сегодняшней России говорят о войне, в том числе и о ядерной. При этом уже как историк он подчеркнул, что когда большинство народа соглашается с вероятностью войны, то она возникает.
Видео этого выступления попало в YouTube и на данный момент собрало более 300 тысяч просмотров. На своей странице в Facebook отец Дмитрий, имея широкую аудиторию читателей, нередко пишет о вещах, режущих слух российских ура-патриотов, которые уже успели записать его в «либеральные священники».
В интервью «фрАзе» отец Дмитрий делится своими соображениями о войне и мире, свободе и несвободе, о том, может ли российский патриот быть свободным от имперского комплекса, а также о том, по какой причине Украина и Россия навсегда могут остаться врагами.
Опубликованное в феврале этого года видео, на котором вы раскритиковали политику федеральных СМИ, привлекло внимание широкой интернет-аудитории как в России, так и в Украине. Тогда вы выступали перед казаками Волгоградской области. Как вы оцениваете действия тех казаков, которые приняли активное участие в «русской весне» на Донбассе?
Мне кажется, достаточно того, что их действия совершенно недвусмысленно оценивают статьи 208 и 359 УК РФ. Я, как законопослушный гражданин своей страны, с этой оценкой абсолютно согласен. Сферу любви и прощения регламентирует вера, а сферу справедливости — закон. Закон должен соблюдаться в полном объёме и применяться не избирательно. Иначе мы рискуем выйти из-под защиты закона в самый неподходящий и неожиданный для нас момент. Закон в данном случае нарушался, и я не слышал о том, чтобы кто-нибудь понёс наказание. Казак это или не казак, но если с оружием в руках воевал без соответствующего приказа на территории чужого государства, то это преступник.
Удивительная самоуверенность заставляет многих моих соотечественников думать, что они могут разобраться в проблемах, возникших в другой стране, не разобравшись в собственных. Критиковать выбранные пути политического и духовного развития при полном отсутствии своих идей. Как-то ночью в начале лета в окно приходского дома постучали. Я открыл. На пороге -- мужичок лет 40-45 в камуфляже. Немного «подшофе». «Батюшка, открой храм, нужно свечку за ребят поставить». «Приходи утром и поставь». «Не могу, завтра уезжаю опять на войну в Луганск». «А кто тебя туда посылает воевать?». Ответ потрясающий: «А я больше ничего не умею...».
Кстати, как отреагировали местные казаки на то ваше выступление?
Наши казаки сохранили благоразумие, хотя некоторые горячие головы коллективным усилием пришлось остудить. Лично я не благословил на эту войну ни одного человека. Наши казаки отвезли на Донбасс много гуманитарной помощи, но в военных действиях, слава Богу, не участвовали. А что касается выступления на круге, то у многих сложилось неправильное впечатление, что батюшка, дескать, говорил во враждебно настроенной аудитории и рисковал быть растерзанным разъярёнными казаками. Это не так. Мы с этими ребятами вместе уже 10 лет. Они уважают меня, а я их.
Никогда не упускаю случая поделиться с ними своим мнением и их выслушать. В их окружении чувствую себя, как среди братьев. Так что они с благодарностью и солидарностью выслушали меня и сказали «любо». И нужно понимать, что многие из них — казаки родовые. Казачья культура и дедовы традиции для них не рисовка, а часть жизни.
В той же речи вы акцентируете (уже как историк), что есть такая закономерность: когда большинство населения страны хочет войны, она приходит. Можете привести несколько исторических примеров?
Православная аскетика учит нас тому, что всякий грех возникает не на пустом месте и не вдруг, а тогда, когда человек согласился и соединился с греховным помыслом в своём уме. Когда перестал бороться с ним на уровне осмысления и исторгать его из разума. Это касается не только жизни одного человека, но и жизни народов. Никто не будет отрицать, что война — это грех и что этот грех приносит человечеству столько горя, сколько не приносят все остальные беды, вместе взятые. Хорошо, когда у народа есть внутренняя табуированная защита от культивирования ненависти и агрессии. Этой защитой (иммунитетом) являются и ветераны, то есть люди, прошедшие войну и помнящие её ужасы. Но они в большинстве своём вымерли в наших странах. Образ войны как ужаса, смерти и страданий стирается и настойчиво рисуется другой -- героический, победный, фанфарный. Это очень опасно! Главное ведь то, что для войны всегда есть повод. Всегда! И этим поводом могут быть и территориальные претензии, и идеологические, а также религиозные разногласия, и экономические интересы. Без этих поводов, вне этих разногласий не живёт ни одна страна в мире.
Но мудрость народа и проявляется в умении решать все эти проблемы дипломатическим путем. Исторических примеров, когда война начинается сначала в головах, потом в клозетах, а затем в действительности, множество. Необычайный патриотический подъём в России летом 1914 года. Когда весь народ пел на коленях «Боже, царя храни» и просил государя защитить братьев-сербов. Государь защитил, но через три года сам оказался никому не нужен. Вторая мировая война началась не тогда, когда германский народ почувствовал себя обиженным после Версальского мирного договора, а тогда, когда Гитлер подготовил идеологическую базу расовой исключительности арийцев и на её основе "промыл" мозги большинству населения. Война в Афганистане. Могла ли она состоятся, если бы советский народ не поддерживал экспансивной политики своего правительства? И если бы мы с детства не жили в постоянном ощущении угрозы от других стран и в недоумении от того, «чё ж они на нас рыпаются, капиталисты проклятые».
Очевидно и то, что всё-таки война бывает оправданна, когда является освободительной, когда народ вынужден защищать себя от нападения внешнего врага. Поэтому главным средством милитаризации народного сознания всегда было формирование образа собственной незащищённости и хищнических амбиций опасного, готового в любой момент напасть врага. Большинство войн начиналось под видом превентивного удара.
Если отойти от геополитики и идеологии, следствием каких духовных процессов может быть массовое желание войны?
Следствием искажённой язычеством религиозности. Поясню. Любому священнику на протяжении своего служения зачастую приходится общаться с людьми, которые,приходя в церковь, жалуются на жизненные неприятности и винят в них окружающих. «Вот я заболел, потому что меня сглазили». «Вот муж от меня ушёл, потому что эта „змея“ его приворожила». «Вот на работе неладно из-за порчи, наложенной конкурентами». И священник пытается переориентировать человека и попытаться найти причину неприятностей не в других, а в самом этом человеке. В своих грехах. Покаяние — это то, с чего начинается путь к истинному Богу. Без покаяния вся духовная жизнь -- лишь митация и топтание на месте. Хорошо, если человек это понимает, тогда всё становится на свои места. Тогда оказывается, что и болезни, и семейные кризисы, и депрессии, и неудачи в работе — следствие неверно выбранного жизненного пути. Но если священнику не удаётся переубедить человека, то этот человек уйдёт разочарованный тем, что попал на неграмотного попа, который не умеет порчу снимать, и пойдёт к бабкам, колдунам и магам. И людей с такой первобытно-примитивной религиозностью у нас подавляющее большинство.
И поэтому ничего удивительного нет в том, что эта искажённая религиозность проецируется и на историю, и на внешнюю политику. «Революция 1917 года произошла не потому, что страна оказалась не в состоянии решать созревшие социальные противоречия, а потому, что жидомасоны отравили своим ядом умы, а Германия навела порчу в виде опломбированного вагона с Лениным и Ко». «Холодная война, разорившая Советский Союз, разразилась не потому, что коммунистическая идеология по своей экспансивности и агрессивности могла сравниться разве что только с нацизмом, а потому, что гадкий Черчилль назвал нашу белую и пушистую державу империей зла и таким образом проклял». «СССР развалился не вследствие глубокого внутреннего кризиса, а из-за подлого сглаза США». «И вот теперь, когда мы уже 15 лет неуклонно движемся к благоденствию и процветанию, все силы ада опять ополчились против нас — какая-то мегапорча наложена на Россию, и ей нужен мегашаман».
Как тяжело склонить голову перед Богом и попросить у Него прощения за всё то, что мы натворили в 20 веке: за убийство царской семьи, за гражданское кровопролитие, за раскулачивание и расказачивание, за голод в Поволжье, за голодомор в Украине, за убийство священников, за миллионы расстрелянных, за легализацию абортов, за миллионы выгнанных из страны людей, за Венгрию и Чехословакию, за Бродского, Пастернака и Солженицына и за много ещё чего! Гораздо легче забыть обо всём этом или же обвинить других. Но забвение не имеет творческой преображающей силы, а покаяние имеет. Это знают в тех странах, где ещё помнят о христианстве. Признание ошибок и преступлений не унизит нас и не нивелирует наши достижения. Многие искренне убеждены, что заповеди Христовы действенны и работают только на ближнем круге, то есть в семейных и межличностных отношениях (как некий аутотренинг), а в политике они, в принципе, не применимы, и что на категориях прощения и покаяния не может быть основан ни один политический шаг. Но это совершенно не верно! И уже совсем конкретно отвечая на вопрос, скажу: самооправдание, нераскаянность, неумение осознать внутренние проблемы — это главные моменты, которые формируют потребность ощетиниться ракетами к внешнему миру и ждать удара.
Может ли патриот России быть полностью свободным от имперского комплекса?
Думаю, вполне. У меня гораздо большую гордость за свою Родину вызывает тот факт, что люди во всём мире объясняются друг другу в любви стихами Пушкина и Пастернака, нежели то, что люди во всём мире дырявят друг друга из автомата Калашникова. Я бы хотел видеть свою страну спокойной и миролюбивой, а вместо этого я всю свою жизнь прожил, осенённый мечом Родины-Матери с её искажённым от воинственного вопля лицом. Врагов уже прогнала, а меч так и остался занесённым, но над кем?.. И этот огромный мизинец на ноге. Ведь она раздавит и не заметит. Это мои детские кошмары.
Главная проблема в том, что современный патриотизм культивируется не на любви к своей культуре, не на знании своей истории, не на желании принести пользу Родине своим честным и квалифицированным трудом, а всего лишь на ксенофобии и неприязненности к другим странам и народам. Это патриотизм гнилой и трухлявый.
Настоящий патриотизм русского человека мог бы проявляться в том, чтобы сохранять один из главных культурообразующих компонентов — язык.
Народ, давший миру Пушкина, Блока, Цветаеву, Пастернака, Бродского, как миазмами пропитывает всю страну матом! Где русский патриотизм, если никто не говорит на русском языке?!
Настоящий патриотизм мог бы проявляться в том, чтобы знать свою историю по-настоящему: не только в фанфарном мажоре побед и достижений, но и в миноре ошибок и поражений. Именно это главная цель истории — показать ошибки и тем самым предостеречь от них в будущем. Вместо этого вырабатывается целый ряд исторических мифологем, мешающих тем, кто их усваивает, делать объективные выводы исторических законов и анализировать современные политические процессы, которые очень скоро тоже станут историей. Поэтому каждое поколение живет как с чистого листа, без учета прошлого.
Настоящий патриотизм мог бы проявляться в том, чтобы сохранять от разводов семьи и наполнять их тем количеством детей, которое предусмотрел Бог, а не врач-гинеколог. Я, честно говоря, устал приводить эту убийственную статистику, но так проще и короче. На 100 родов 100 абортов! На 100 браков 100 разводов! Где патриотизм? Где забота о будущем страны?..
Настоящий патриотизм в том, чтобы сохранять генофонд нации. Сколько можно пить?! Посмотрите, как много лиц с явными признаками алкогольного вырождения. Какое потомство принесут эти люди? Всё можно восстановить: можно заново выстроить разрушенные храмы, можно вычистить русла погибающих рек, можно восстановить озоновый слой. Но разрушенный геном человека не восстановишь! Россия — четвертая страна в мире по потреблению алкоголя после Молдовы, Чехии и Венгрии. И учитывая, что и как пьют в этих трех странах, можно только удивиться: насколько же крепкое здоровье изначально дано нашему народу, если мы еще живы!
Если уж вы вспомнили ту проповедь на казачьем круге, я приведу слова оттуда. "Надо каждую выпитую бутылку водки воспринимать, как ракету, которая в нашу сторону прилетела и в нашей стране взорвалась. Каждый аборт, который мы в своих семьях допускаем, — это геноцид. Никто к нам с геноцидом не пришел. Мы сами вырезаем собственных детей.
Каждый развод — это развал страны и сепаратизм. Каждая измена своей жене — это измена Родине. Потому что сложно представить такого человека, который в одном чем-то верен до последней капли крови, а жене своей верен быть не может.
Продолжение следует...
Дмитрий Климов: Форма правления не менялась в России уже тысячу лет. По сути, это всегда была монархия. Часть 2
Автор: Евгений Середа
Политолог, психолог (г. Винница)
«фрАза"
Согласно последним данным «Левада-центр», по сравнению с мартом 2014 года доля россиян, которые узнают новости по телевидению, уменьшилась на 5%, а тех, кто доверяет ему как источнику информации, стало меньше на 9%. Как вы прокомментируете эти показатели?
Это результат по меньшей мере двух процессов. Сейчас меняются способы получения информации. Интернет заменяет собой и ТВ, и прессу, и радио. Молодёжь и вовсе не смотрит ТВ. Так что первая причина в этом. Но есть и другая. Для многих сейчас очевидно, что ТВ — это не столько средство массовой информации, сколько средство воздействия на массы, то есть инструмент пропаганды и агитации. Не все, прошедшие через советское промывание мозгов, готовы с радостью предоставить свой мозг для повторной промывки. У многих людей, выросших в советское время, выработался условный рвотный рефлекс на назойливое повторение одних и тех же политических тезисов. И если в 2013-2014 годах была иллюзия того, что во всём можно разобраться, если внимательно смотреть главные каналы, то теперь возникает ощущение, что чем больше ты эти каналы смотришь, тем крепче и непроницаемей стена между тобой и реальностью. И хотя некоторым за этой стеной вполне комфортно, кого-то этот комфорт не устраивает.
Лично для меня гораздо интересней получать информацию от непосредственных свидетелей событий, и, к сожалению или к счастью, моё служение предоставляет мне возможность общаться с очень разными людьми на очень разных уровнях доверительности. Я сопоставляю результаты такого общения с тем, что преподносят телеканалы, и несоответствия бывают очень сильными. Безальтернативность официальной точки зрения, нежелание и неумение дискутировать на основании тезисов и аргументов, а не посредством эмоций (главная из которых -- праведный гнев), одностороннее освещение событий — всё это объясняет потерю доверия к телевидению как к надёжному источнику информации.
В том же «Левада-центр» отмечают, что большинство россиян чувствуют себя свободными, но в это понятие «зачастую вкладывают не наличие политических свобод». В то же время во Всероссийском центре изучения общественного мнения констатируют: в декабре социальное самочувствие жителей России ухудшилось. На ваш взгляд, может ли ухудшение социального самочувствия заставить многих россиян пересмотреть свое отношение к политическим свободам?
Свобода в понимании многих людей — это возможность что-то купить, заработать, съездить на курорт, планировать своё будущее. Конечно, такой свободы становится меньше, и это заметно уже сейчас. А свобода, которая связана с ответственностью за свою страну, за её выбор, воспринимается как ненужная формальность, её нужно перепоручить другим, политикам, чиновникам. И хотя они распоряжаются ею не в наших интересах, нам она всё равно не нужна, мы не знаем, что с ней делать. Спорят две свободы — свобода есть и свобода жить. Первая большинству нужнее, когда она будет под угрозой, это сразу будет понятно всем. Реакция вполне предсказуема. Опять бунт, опять революция, опять кровь. Политическая свобода — это и свобода протеста. Но, чтобы против чего-то протестовать, нужно предложить альтернативу тому, против чего протестуешь.
Мы протестуем против коррупции. Но есть ли в каждом из нас такая честность, которая гарантировала бы, что, окажись мы на месте чиновника, мы бы не брали взяток? Мы протестуем против экономического кризиса. Но каким образом наша производительность труда способствует экономическому процветанию? И протест превращается не в конструктивный процесс, а в поиск виноватых. «Жизнь стала бы лучше и светлее, если бы не было...» и дальше подставляй: такой власти, вороватых чиновников, либералов, «ватников» и так далее. Настоящий протест должен быть против собственных недостатков и грехов, и из этого протеста вызревает истинная, ответственная, созидательная политическая свобода. Её нельзя ввести или разрешить, она или рождается в народе, как созревший плод, или извергается, как кровавый выкидыш. Нашему народу нужно ложиться на сохранение.
В христианстве акцент делается на внутренней свободе, которая может оставаться и в самых подневольных гражданских условиях. Когда же христианин ищет политической свободы, он проявляет несмирение или действует вполне в христианском духе?
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 31-34). То есть главная свобода — это свобода от греха, и за неё надо бороться в первую очередь. И Христос вооружает нас на эту борьбу. Человек, стремящийся к такой свободе, главное препятствие для себя видит не во внешних обстоятельствах жизни, а в своих страстях (греховных навыках). И я уже сказал, что если политическая свобода вызревает из этой внутренней свободы, то она органична и её может даже и не надо добиваться. Политическая свобода имманентна внутренне свободному человеку.
И, наоборот, если дать политическую свободу внутренне несвободному человеку, она его только погубит. Конечно, можно на это сказать, что политическая свобода тогда не доступна никому, поскольку нет людей, свободных от греха. Увы, может, это и так. А может, не стоит рассуждать в категориях "или есть или нет"? Скорее всего, политическая свобода прямо пропорциональна внутренней. Чем больше той, тем больше этой. У нас нет политической свободы не потому что Ленин, Сталин, Брежнев и другие у нас её отняли, а потому, что она нам не нужна и мы до неё не доросли. Сейчас многие критикуют либерализм и гуманизм, особенно легко делать это людям, не знающим перевода этих слов. А ведь именно христианство дало миру поистине высочайшую трактовку понятий «Свободы» и «Человека». В Сыне Божьем соединились две воли — Божественная и Человеческая, и это соединение породило Свободу Креста! В Сыне Божьем соединились две природы — Божественная и Человеческая, и это соединение явило Личность Христа!
В конце декабря покончил жизнь самоубийством 18-летний житель Самарской области Влад Колесников, который ярко выражал свою проукраинскую позицию. Говорят, парня затравило его окружение. Общественное давление в сегодняшней России настолько жестоко?
Я почти ничего не знаю про этого бедного мальчика, поэтому от комментариев по его поводу воздержусь. А то, что касается общественного давления, то тема эта перекликается с предыдущей. О свободе. Общество всегда оказывает то или иное давление на личность, а внутренне свободный человек вполне может его выдержать, не сломавшись. Но таких людей мало, простора в душе человека нет, некуда спрятаться, поэтому так сильно переживается прессинг окружающих. Статистика детских самоубийств действительно убийственная. Основная причина не в давлении общества, а в состоянии наших семей, в которых детям некомфортно до самой крайней степени. Отсутствие любви, разводы родителей, пьянство, измены, невероятное одиночество детей в неполноценных (количеством детей) семьях — всё это сталкивает ребёнка лицом к лицу с экзистенциальными проблемами в таком возрасте, когда он ещё к ним не готов. Ну, а наша нетерпимость к инакомыслию — притча во всех языцех.
Как бы вы объяснили тот факт, что среди украинцев, выступающих за европейские ценности, гораздо больше пиетета к христианству, чем среди либерально настроенных россиян?
Очень легко объясню этот факт. В Украине гораздо лучше сохранились христианские традиции. Во-первых, потому, что в Украине репрессии по религиозному принципу были чуть слабее. Во-вторых, храмов разрушили меньше, чем в России. И, в-третьих, немалая часть Украины была присоединена к СССР уже на излёте самых кровавых репрессий. Так что исторически христианство в Украине пострадало немного меньше, чем в России. А что касается либерально настроенных россиян, то, например, Дмитрий Быков, по моему скромному мнению, не только великий поэт нашего времени (сужу не по политическим памфлетам, а по лирике), но и очень глубокий и настоящий христианин. Если я не ошибаюсь насчёт его либеральной настроенности.
И в России, и в Украине есть православные верующие, которые положительно относятся к советской власти. Это — попытка примирить в сознании взаимоисключающие вещи? Или они не совсем взаимоисключающие?
Форма правления не менялась в России уже тысячу лет. По сути, это всегда была монархия. Особенно абсолютизированной она была именно в советское время. Ничего удивительного нет в том, что сейчас, в период очередного укрепления монархической власти, обращаются к историческим примерам предшественников. Сейчас советские времена идеализируются, предпринимаются попытки обелить и оправдать террор и жестокость. Внедряется идея необходимости жертв для достижения социальной справедливости и политических успехов. Наряду с этим наблюдается тотальное нежелание видеть исторические ошибки и делать из них выводы для будущего. Вновь возрождается культ Сталина. И дело совсем не в том, что кто-то ещё не знаком с масштабом политических репрессий и количеством человеческих жертв. Нет, все в курсе. Просто для многих — это не ужас, а оправданные издержки великих свершений (индустриализации, победы и так далее). Постулируется невозможность властвовать и управлять страной без жертв. Когда речь идёт о власти, упраздняются не только христианские заповеди, но и элементарные нормы человеческой морали. Да, Сталин был жесток, но он навёл порядок. Да, погибли многие невинные ни в чём люди, но строились заводы и каналы. Да, сажали за колоски, но выиграли войну и изобрели атомную бомбу.
Мне приходит в голову довольно мрачное сравнение. Представьте себе, что Чикатило убивал свои жертвы не ради удовольствия, а для великих и благородных целей. Он не просто потрошил женщин, а продавал их внутренние органы за границу и на вырученные деньги строил детские дома, поликлиники, приюты, школы, заводы. Этакий Юрий Деточкин. Могли бы мы, зная это, отнестись к нему по-другому? Может быть, нашёлся бы суд, который оправдал бы его? Не думаю. Но почему же, когда речь идёт об обычной жизни, это так очевидно и неоспоримо? Но как только рассуждения простираются на высшие горизонты политики и власти, нам так трудно назвать убийцу убийцей и мерзавца мерзавцем?! По-моему, глупо спорить с тем, что коммунистическая идеология утопична, и хотя декларируемая социальная справедливость ставится в ней во главу угла, методы её достижения совершенно бесчеловечны. Поэтому ни о какой совместимости с христианством не может быть и речи. Христианство может тоже показаться утопией, но мы называем это чудом, и главной действующей силой этого чуда является Бог, а не человек. А от человека только и зависит, что перенимать у Бога его методы достижения счастья здесь и в вечности. И методы эти — не репрессии, депортации и убийства, а любовь, прощение и милосердие.
Сколько времени, на ваш взгляд, потребуется, чтобы наладились российско-украинские отношения на уровне народов, и при каких условиях это может произойти?
Если ничего не менять, то они не наладятся никогда. Мы можем навсегда остаться врагами, если в нашей стране укоренится мнение о том, что мы имеем право вмешиваться в жизнь и дела другой страны с такой лёгкостью и наглостью. Одно я могу сказать определённо: то, что случилось, не должно было случиться, наши народы не должны были воевать. Однако это случилось, и мы это допустили. Это случилось в наше, в моё время, и значит, я виноват в этом. Я не сделал того, что мог сделать, не сказал того, что мог сказать, не остановил то, что можно было остановить. И я не могу просить прощения за весь свой народ, но за себя лично я могу это сделать. Братья украинцы, простите меня!