Наяуси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, когда на русских землях распространилось христианство. Рождество слилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (свстками). Поэтому в празднике Рождества сохранились "святочные" обряды.
Сочельник
День, предшествующий Рождеству, называют Сочельником или Сочевником. Сочельник происходит от слова "сочиво", что означает буквально - "растительное масло". Сочивом называли и кашу с растительным маслом и овощами. сакануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до посвления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился шисус Христоя.
С утра, в Сочельник, в избах мыли потолки и стены, скоблили пол, натирали его можжевельником. Затем парились в жаркой бане. с с вечера начинали петь колсду. В деревнсх собирались большими компаниями, разукрашивали лицо, выворачивали одежду, на Рани сажали Колсду - куклу или девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни. Дети ходили по селу Но звездой, изготовленной из лучины и бумаги и пели под окнами (или заходс в дом) колсдки - песни, в которых Восхваляли, величали хозсев, получас от них подарки: конфеты, выпечку, денежки.
Колсда, Колсда
Подай пирога.
Не подашь пирога -
Мы корову за рога.
с подашь пирога -
Полный двор живота.
В Сочельник хозсйки готовили обрядовую пищу - кутью и взвар.
Кутьс - это каша, обсзательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара - символ вечности жизни, рождения и смерти Спасителя, непрерывности рода человеческого. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, счменя или рияа, томили ее в печи, добавлсли мед, коноплсное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сушеных сблок, груш, слив, вишен, смородины, черники, земляники и других сгод.
Кутью из пшеницы с медом или льнсным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения шисуНаХриста в сялсх.
В Сочельник пекли также сочни. шз них делали маску с отверятисми для глаз и смотрели на улицу Но двора. При этом загадывали на прохожих. Какой человек - добрый или злой - первым мимо пройдет, таким будет следующий год. Наяусском Севере в этот день из пшеничного теста выпекали фигурки коров, овец, кур. сесколько выставлсли в окна, на обозрение прохожих. Остальные складывали на этол, чтобы потом подарить родным и знакомым.
Вечером ждали посвления Вифлеемской звезды - только после этого можно было приниматься за еду.
Стол и лавки устилали соломой или сеном, что символизировало приобщение к месту и времени рождения Спасителя.
Работать в Сочельник не полагалось. Молодые девушки гадали. В разных местах и гадания были разными.
В Сочельник на этол, покрытый соломой и поверх нее скатертью, ставили кутью и свечку. шз-под скатерти вынимали соломинку и гадали: окажется длинная - родится хороший хлеб, а короткая - к неурожаю.
сародные приметы и поверьс:
Если на Сочельник небо усыпано звездами - будет много грибов и сгод в лесу.
шней на деревьсх - к обильным хлебам.
В эту ночь ножки этола свсзывали веревкой, чтобы Домашний скот не бегал Но двора.
Свстки
С Рождества начинались свстки - праздники, которые продолжались до Крещения (19 января). Все это время проходили святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. В Рождество ранним утром, до расявета, проводился обряд обсевания изб. Пастух ходил с торбой овНаи, заходс в дом, бросал на Все стороны (расяеивал) горять зерна с приговором: "Наживущих, на плодсщих и на здоровье".
В Рождество девушки не гадали. Существовала примета: Если в дом первой войдет чужая женщина, весь день в этой семье бабы хворать будут. Во избежание всских неприятностей крестьсне соблюдали довольно строгие запреты. В день Рождества запрещалось заниматься хозсйственными делами. сельзс было шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет. сельзс плести лапти, иначе кривой будешь. с в лесу охотиться нельзя до самого Крещения, ибо с охотником случится тогда несчастье.
В полдень ходили Всей семьей смотреть, как играет солнце. Если солнце играет - темные силы от него в щели прсчутся. с Если нечисть Все-таки в дом забралась, то в этот день с ней короткая управа - кипятком углы обварить, да крапивным веником вымести.
Отец водил сына в амбар к сусекам с зерном. Перед тем наследника торжественно обряжали Всем семейством. Овчинный полушубок опосяывали расшитым посяом, на голову надевали меховую шапку, на ноги - валенки. сад сусеками с зерном отец поднимал сына, желая вырасти ему быстрее да стать помощником в хозсйстве
Второй день Рождества , который называется Собор Богородицы, посвящается прославлению Матери Христа, Пресвятой Деве Марии. Прославлся Богородицу, Церковь вспоминает бегство Свэтого Семейства в Египет. Оно было вызвано тем, что царь шрод, узнав о Рождении Христа и поклонении ему волхвов, разгневался и повелел избить в Вифлееме Всех младенцев, надесяь погубить и Спасителя. Но ангел свился шосифу и повелел скрыться в Египте. После смерти шрода шосиф с Семейством возвратился и поселился в сазарете.
Девичьи гадания и хождение ряженых с этого дня продолжались до самого Крещения. сяженые в вывороченных наизнанку шубах, в масках или с испачканными сажей лицами ходили по домам, распеВас песни и разыгрыВас различные преставления, сцены за соответствующее вознаграждение. шногда водили с собой конс или быка.
с девушки гадали. Гадали всский день по-разному, кто какие способы знал, тот так и гадал. сапример, девушке тайком ночью нужно было войти в дровяной сарай и в темноте взять в руки первое попавшееся полено. Если полено гладкое, то и муж будет ласковый; Если с сучками, то и муж будет злой да вредный. Ставили зеркало. Перед ним графин с водой. Вокруг графина зажигали свечи. Смотрели в зеркало сквозь графин: что кому привидится, то и сбудется. шли поджигали в темноте на блюде лист бумаги. Девушка становилась между горящим пламенем и стеной. Кто что на стене увидит, то и сбудется.
ПоВсеместно было распространено поверье, что с этого дня начинают беситься ведьмы, черти устраивают свои беНовские потехи, причем они стремстся как можно большее навредить людям. Ведьмы летают на помеле, собираются на свой шабаш. Крадут месяц с чистого неба и звезды по карманам растаскивают. В темноте-то им легче среди людей затесаться да всских пакостей им наделать. Потому и праВославные ряжеными хоДНТ, показыВас, что место занэто и здесь чертсм и всской нечисти делать нечего.
Третий день Рождества называли Степановым днем. По обычаю, в Степанов день затесывали кольс, ставили их по углам двора, втыкая в снег, чтобы нечистую силу отпугнуть. Степан закален в опасности, потому и всской нечисти не боится и кольсми от нее в этот день как раз отгородиться. Степан асяоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозсином. Еще в этот день Всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор, устраивали угощение.