Пошли в баню!

Все, для чего нет своего раздела
Ответить
Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

Пошли в баню!

Сообщение Агафья »

Так поддадим! Баня, как и многое другое в России, всегда была больше чем баней. Не только «помывочным местом» и цирюльней, «второй матерью» и праздником души и тела, но и этаким клубом для дружеских посиделок и пиршеств.

Изображение

— Эй, ты, фигура! — крикнул толстый белотелый господин, завидев в тумане высокого и тощего человека с жиденькой бородкой и с большим медным крестом на груди. — Поддай пару!
— Я, ваше высокородие, не банщик, я цирульник-с. Не мое дело пар поддавать. Не прикажете ли кровососные баночки поставить?
Толстый господин погладил себя по багровым бедрам, подумал и сказал:
— БанкисПожалуй, поставь. Спешить мне некуда.
А. Чехов. «В бане»

Более полувека назад первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев едва не потерял свой пост из-за похода в сауну… Нет, речь не о том, о чем сразу подумал читатель, памятуя о громких банных скандалах новейшего времени. На пленуме ЦК Никите Сергеевичу инкриминировали ночную пьянку и отсутствие «определенного достоинства» в общении с «буржуазными иностранными деятелями» (каковое, по более чем прозрачным намекам, заключалось как раз в том, что советский партийный лидер обнажил перед чужеземцами свое «достоинство»). Вячеслав Молотов (который на этом же пленуме будет «приписан» к так называемой антипартийной группировке и лишится всех постов, как и партбилета) вспомнил о визите советских руководителей в Финляндию. «Там на одном из приемов, — «стукнул» с горечью пленуму Молотов, — после выпивки и беседы в три часа ночи тт. Хрущева и Булганина (в то время — председатель Совета министров СССР. ) пригласил в баню президент Финской Республики. Тов. Булганин правильно поступил и не пошел, отказался пойти, а тов. Хрущев в три часа ночи отправился к президенту Финляндии Кекконену в баню и был там до шести часов утра».

Изображение
Под неодобрительные возгласы зала («Нам стыдно слушать об этом!») Хрущев легко отбил атаку: «Что делают в банесПарятся. Я тоже парился. По кружке пива выпили, песни пели. Кекконен спляснул немножко. Шутили, смеялись». Затем министр культуры Михайлов пристыдил Молотова тем, что «тов. Хрущев, как в прежних поездках, так и будучи в Финляндии, работал для народа, для партии, и вам, тов. Молотов, стыдно эту работу оплевывать». Всезнающий председатель КГБ Серов рассказал тем, кто не знал: в Финляндии баня — святое дело, и даже заседания правительства проходят в бане, где они там «святотатствуют». Судьба Молотова была решена. Так еще в 1957 году родилось то, что во времена Ельцина назовут «банной дипломатией». Именно в сауне, к примеру, первый президент новой России подписал указ о назначении Егора Гайдара и.о. председателя правительства.

Протопи ты мне баньку!
Баня известна с незапамятных времен человечества — скорее всего, она появилась одновременно с приручением огня, когда наши предки поняли, что взаимодействие двух стихий, воды и огня, в определенных условиях порождает пар и контрастную среду, столь полезные для здоровья. В исторических хрониках Геродота упоминается, что в Древней Элладе бани появились после завоевания Александром Македонским Египта (IV век до н.э.): полководцу так понравились египетские бани с нагреваемым полом, что по возвращении он повелел строить их по всей стране. А вот в Японии бани широко распространились после проникновения в страну буддизма в VI веке: эта религия запрещала использование мыла, одежды из шерсти и меха, поскольку для их получения надо было убивать животных. Поэтому в условиях промозглого островного климата жителям необходимо было как следует прогреваться.

Изображение

Японская офуро
Для начала японцы дочиста моются в большой комнате — «сэнто», сидя на полу и поливая себя водой. Затем проходят в следующее отделение, где находится одна общая ванна или несколько индивидуальных ванн — офуро. Вода в офуро достигает температуры 40°С, в нее погружаются до подбородка и, вытянувшись во весь рост, отмокают достаточно долго, ведя неторопливую беседу. Наш «ответ» офуро легко заметить в «Особенностях национальной рыбалки» (когда Булдаков-генерал смолит сигару в бочке).

На Руси парная баня, она же мыльня или влазня, похоже, существовала с самого начала формирования древних славянских племен, которые, будучи язычниками, почитали две стихии. В бане «по-черному» — низком срубе, законопаченном смолой и мхом, с печкой-каменкой, маленьким окном и высоким порожком (жар там держался у пола), который, как правило, стоял на берегу речки или пруда, наши предки мылись и поминали усопших, праздновали рождение ребенка и совершали обрядовые омовения перед венчанием и на следующий день после свадьбы. Спасались, как и в других странах, от различных хворей (еще Гиппократ каждому своему второму больному в качестве лечения прописывал баню!), сглазов и порчи, а перед тем как на­поить и накормить гостя, обязательно топили для него баню. Иноземные путешественники поражались бесшабашности, с какой славяне «истязали» себя. В летописи «Повесть временных лет» приводятся воспоминания апостола Андрея Первозванного об обычаях, замеченных им во время странствий в I веке. «Диво видел я в Славянской земле на пути своем... Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».
Такие избушки-баньки, с закопченными потолком и стенами, полками и полом — в них не было ни дымохода, ни трубы, и вся сажа и копоть оставались внутри — сохранились кое-где и по сей день. Однажды зимой автору довелось попариться в «черной» бане в гостях у родителей жены в «нутряной» кемеровской деревушке. Впрочем, попариться — громко сказано, мы больше работали: скоблили стенки и лавки, мыли полы, пытаясь снять хотя бы свежую копоть. Не сказать, чтобы пар был таким, что дух захватывало, но прогрелись и намылись мы в мороз всласть. Признаться, изучая историю русской бани, автор так и не нашел внятных объяснений причин, по которым почти до XIX века печки-каменки складывали без труб и дымоходов, в то время как в избах русская печь была с трубой. Жалко было пар выпускатьсЛеньсРусское «авось»сТак или иначе, на этот счет есть довольно грустная пословица об угоревших: «Шел в баню на ногах, а из бани на дровнях».

В клуб с веником
К началу XIX века только в Москве насчитывалось полторы тысячи частных бань, не говоря уже о государственных. За десятки веков существования многое в мыльне изменилось — она стала «белой», появились предбанники, здания стали строить и из кирпича, а отделка и убранство некоторых, с лепниной и мрамором, статуями и бассейнами зачастую не уступали римским термам. Здесь, как и в Древней Греции и Риме, бани мало-помалу становились и «клубами по интересам». Конечно, широкому распространению бань в городах способствовало и то, что цари и сами любили попариться, и разрешали строить бани всем, у кого было достаточно земли для этого. Да и после «праздника души и тела» даже самые суровые государи мягчели — Иван Грозный, например, после бани некоторое время пребывал в отличном расположении духа и становился чуть ли не кротким агнцем. Внес свой вклад в расширение «ассортимента банных услуг» и Петр I, в рамках своей известной кампании по уничтожению излишней растительности на лице повелев «где можно при банях завести цирульни, дабы людей приохотить к бритью бороды». О том, что к бане власть относилась всерьез, свидетельствует и оброк, возложенный на крестьян некоторых волостей, которым приходилось вязать тысячи веников в год.

Изображение

Финская сауна
Несмотря на стойкое представление о «двух больших разницах» между баней и сауной, эти два понятия тождественные. Просто мы привыкли называть банями помещения с высокой влажностью воздуха (90–100%) и температурой 60°С, а саунами — парные с высокой температурой (70–120°С) и относительно низкой влажностью (5–15%). На самом деле в сауне может быть как сухой, так и влажный воздух. Этим летом в гос­тинице Хельсинки в навороченной сауне с компьютером и таймером автор с удивлением обнаружил хорошо знакомую по России надпись «Не лить воду на печь» (притом ковш зачем-то висел тут же!), а также «техническую» щель между стеклянной стенкой парилки и предбанником размером сантиметров пять, так что задать желаемую температуру не удалось.


Говоря о банных традициях, следует вспомнить, что в некоторых странах, в России в том числе, женщины и мужчины даже в общественных банях мылись и парились вместе, несмотря на вводимые время от времени все новые и новые запреты и указы. Сегодня Европа менее строго относится к совместным банным процедурам — к примеру, в Германии и Голландии, Финляндии и некоторых государствах бывшей Югославии. А в свое время иностранцы удивлялись не только самоистязаниям парящихся в «дикой» России, но и их «бесстыдству». «Открыв дверь этой комнаты, — пишет Александр Дюма в своих записках о путешествии в Россию, — я остолбенел: мне показалось, что какой-то новоявленный Мефистофель без моего ведома доставил меня на шабаш ведьм. Представьте себе человек триста мужчин, женщин и детей, совершенно голых, которые бьют друг друга вениками. Шум, гам, крики. Стыда у них ни малейшего: мужчины моют женщин, женщины — мужчин. В России на простой народ смотрят почти как на животных, и на такое совместное мытье полиция не обращает никакого внимания».

С легким паром!
Впрочем, как известно читателям старшего поколения, а молодежи — разве что по бессмертному рассказу Зощенко «Баня», дальнейшее можно описать фразой из старого анекдота: «…и тут пришла советская власть и прекратила все эти безобразия». Дальнейшему мы обязаны коммуналкам — «банно-помывочные» комплексы за 10 и 30 коп., мужские и женские дни, прожарка белья и изгнание паразитов типа pediculus humanis, сражения за шайки и обмылки, гардеробный номерок на веревочке, «большая стирка» и соответствующие ароматы. Были и свои радости — дефицита пива с лещом или воблой здесь, в отличие от всех других мест, не существовало, а банщик мог сгонять и за более крепкими напитками. А сколь много для русского человека кроется в знаменитом: «По субботам (или, как в «Иронии судьбы», под Новый год!) мы с друзьями ходим в баню…» Это и московские «клубы по интересам» — одни компании предпочитали пар в Оружейных банях, другие — в Сандунах, третьи считали, что ядренее, чем в Строченовских, парилки на свете нет. Это и дружеская тусовка, где главным событием был «третий тайм», благо что еще при советской власти, в конце 70-х, уже можно было снять сауну с бассейном и вместительным предбанником на большую компанию.

Изображение

Турецкая баня
Классическая баня хаммам строится по принципу ладони: в области «запястья» расположен предбанник, где воздух прогревается до 30–35°С. Напротив находятся пять «пальцев» — ниш, температура в которых последовательно повышается от 70 до 100°С. В каждый «палец» следует переходить не спеша, затратив на все посещение бани не менее четырех часов, а еще лучше целый день. Банный ритуал продолжается на разогретых мраморных лежанках, где тебя массируют специальными щетками. Пар поддается из невидимого котла откуда-то из стенки.

К примеру, наши посиделки проходили в сауне у Таганской площади, чей предбанник вмещал стол со скамьями на добрую дюжину человек, однако, увы, в то время празднику души и тела мы предпочитали праздник желудка. И еще до начала банных процедур наши жены и подруги раскладывали на столе приготовленные дома яства и припасенные к случаю дефицитные закуски. Понятно, что в таких условиях как следует оттянуться в парилке мало кому удавалось, а смысл призыва «Так поддадим!» не имел отношения к выливанию воды на каменку и чаще звучал в предбаннике.
А вот другая известная автору компания, состоящая из журналистов и футболистов, нарушала режим подготовки очередного номера и тренировок в Оружейных банях. Однажды, встретившись в центре Москвы минут на сорок, друзья никак не могли решить, где опрокинуть стопку-другую. Кто-то предложил махануть в баню. И тогда знаменитый нападающий сборной СССР в сердцах выдал гениальную фразу, дошедшую до наших времен: «Ну почему, чтобы выпить рюмку водки, надо раздеваться догола?!»
Кончилось все, разумеется, Оружейными.

Давать советы парящимся — дело бессмысленное. В этом деле каждый сам себе голова. Кто-то любит первый, жгучий пар, и встретить его на верхнем полке — святое дело. Одни признают русскую баню с ее сравнительно мягким жаром и почти стопроцентной влажностью, другие ни на что не променяют 100, а то и все 120 градусов в сауне. Третьи не угомонятся, пока не выльют бадью кипятка на камни в печи. Четвертые колдуют над смесями мяты и шалфея, эвкалипта и хвои. Пятые — а это, как правило, представительницы прекрасного пола — тихо сидят на нижнем полке и просто греются, полагая, что это и есть настоящая баня. Кто-то заранее, в сезон, вяжет веники — березовые, само собой, ни в коем случае не дубовые, и хлещет ими себя и других почти до сладострастной боли, кто-то эту экзекуцию не приемлет. Кто-то уверен, что в бане он разгоняет кровь, кто-то лечит насморк и кашель, кто-то — нервы, кто-то — подагру и артрит, кто-то хочет избавиться от морщин и «обновить» кожу. А кто-то худеет. И наверное, все они правы, ведь недаром не устарели народные мудрости: в бане мыться — заново родиться; в который день паришься — тот день не старишься.
По субботам автор тоже ходит в баню. Соседскую, где балом, а точнее парной, правит художник и галерист Саша Якут. Он виртуозно священнодействует с двумя стихиями, огнем и водой, подбрасывая в только ему ведомый момент пару поленьев в печку, окатывая раскаленные камни одной только ему известной пропорцией воды и масел и разгоняя и осаживая «нехороший» пар при помощи ходящей туда-сюда двери в парную и свернутым в трубочку полотенцем с изяществом чемпионки мира по художественной гимнас­тике в упражнении с лентами. И все это под присказку: «Да, я знаю, что я «гестаповец», но потерпите — сейчас наступит блаженство!» И неизменно оказывается прав.
Так поддадим
!

Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

Re: Пошли в баню!

Сообщение Агафья »

Существуют мобильные бани,вот бы нам в Пески заказать.Пусть бы наши люди попарились.

Аватара пользователя
peskimos
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 00:20
Контактная информация:

Re: Пошли в баню!

Сообщение peskimos »

Песковские бани нашли своего хозяина. Администрация Песков на каких -то условиях договорилась с частным предпринимателем о возобновлении работы бани. К сожалению ни условия договора, ни фамилия предпринимателя не разглашаются.
Аккаунт был взломан.
Сейчас контроль восстановлен.

Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

Re: Пошли в баню!

Сообщение Агафья »

Опять,там бордель будет,если всё в тайне.Даже страшно,молодёжный центр открывать рядом с таким соседством

Аватара пользователя
N
Сообщения: 478
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 18:30

Re: Пошли в баню!

Сообщение N »

наш народ не готов к тем баням, которые были на Руси.
Уровень культуры низкий..... может со временем станем как фины....
Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал!

Аватара пользователя
volder
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 23:35

Re: Пошли в баню!

Сообщение volder »

советую воспользоваться баней в деревне Губастово. Рядом и дешево, прекрасный пар, женский день=пятница, мужской=суббота. всем легкого пара и приятного времяпровождения.
Хотите пример бесконечного цикла ? Купите жене треугольное одеяло...

Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

Re: Пошли в баню!

Сообщение Агафья »

Онищенко оснастит бани термометрами и разноцветными тазами

Каждая баня в России должна иметь настенные термометры и аптечки, полотенца должны выдаваться в индивидуальной упаковке, а температура воздуха в парильных не должна превышать 40°С. Такие требования содержатся в проекте постановления Роспотребнадзора.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко собирается утвердить санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань. Соответствующий проект постановления опубликован на сайте Роспотребнадзора.

В соответствии с ним бани подразделяются на пять типов: русские бани, имеющие мыльные с тазами для мытья, души для обмывания, парильни, бани комбинированного типа, имеющие душевые и парильные, бани пропускного типа (бани-санитарные пропускники), сауны и турецкие бани.

Как говорится в постановлении, относительная влажность воздуха в парильных должна составлять 85%, в помещениях купально-плавательных бассейнов, мыльных, а также душевых ванных кабинах — 75% , в залах ванн бассейна — 67%.

Парильные должны быть оборудованы полками, находящимися на расстоянии 1,75 м от потолка. В мыльной должны быть установлены индивидуальные скамьи, изготовленные из мраморной крошки, ванны и тазы, предназначенные для мытья тела и ног (разного цвета), должны быть выполнены из материалов, не подвергающихся коррозии и поддающихся мытью и дезинфекции. Помещения ванн и душевых кабин должны быть оборудованы крючками и полками для одежды и банных принадлежностей.

В раздевальных помещениях должны быть установлены кабины на четыре-шесть мест, при этом расположение крючков в кабинах должно исключать возможность соприкосновения одежды. Здесь должны быть установлены емкости с питьевой водой и одноразовой посудой, а также емкости для мусора.

Во всех помещениях должна поддерживаться постоянная температура, которую следует контролировать обслуживающим персоналом. В каждом помещении должен висеть настенный термометр. В вестибюлях бань температура воздуха не должна превышать 18°С, в раздевальных — 25°С, в парильных — 40°С. В саунах температура воздуха в парильной сухого жара должна достигать 80−90°С, в душевой — 24−25°С.

В каждом отделении бани должна быть аптечка первой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии с действующими приказами Минздравсоцразвития.

Белье (простыни, полотенца) должно выдаваться посетителям в индивидуальной упаковке. Выдача посетителям мыла, мочалок, моющих средств, веников, расчесок и щеток общественного пользования не допускается.

Интервалы между сеансами в банях и саунах должны быть не менее 30 минут. После каждой смены посетителей должно производиться мытье полов, протирание скамей в раздевальных, а также промывание пола, скамей из шланга в мыльных и парильных. Генеральная уборка (санитарный день) должна производиться еженедельно. Влажная химическая дезинфекция и дезинсекция проводится ежемесячно.

Бассейны при банях и саунах должны иметь не менее 2 кв. м площади зеркала воды на одного человека. Они должны иметь непрерывный водообмен или ежедневно менять воду, а в бассейнах для детей — после каждого сеанса. Лабораторный контроль за качеством воды бассейнов осуществляется не реже одного раза в месяц.

«Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья населения и предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний», — отмечается в проекте.

Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

Re: Пошли в баню!

Сообщение Агафья »

Правда о турецких банях
Игорь Померанцев

Пыли в Стамбуле столько же, сколько чистильщиков обуви. Она – вечна, но их династии тоже восходят к каменному веку. Пыль смываешь в бане. Для меня в бане не меньше магии, чем в гареме. Духота и духовность соседствуют в турецкой бане точно так же, как и в словаре.

Ты растягиваешься под куполом и минуте на десятой, перейдя в полуоблачное состояние, оказываешься в мечети. Ритуал всех банных процедур определен раз и навсегда. В отдельной комнатке, узкой как купе, ты раздеваешься и выходишь оттуда в одной набедренной простынке. Смотритель дает тебе деревянные котурны и указует перстом на предбанник. Там тебя ждет банщик, твой раб и повелитель. Он ведет тебя в парную, сплошь беломраморную, и укладывает на большом беломраморном столе рядом с такими же человеческими тушами. Минут через пятнадцать твоя душа воспаряет. Моют тебя в другом помещении. Там духовный накал сходит на нет. Но зато банщик трет тебя наждачной рукавицей так отчаянно, что воспламеняешься телесно. Чтобы ты оценил тщание, банщик время от времени кивает головой на серую рябь, которой покрывается твоя кожа, словно ее трут ученической резинкой. Если набедренная простынка спадает, банщик деликатно водружает ее на срамную часть. Очищенного и обмытого, тебя ведут на другое мраморное ложе и там начинают месить. В какой-то момент банщик в запале делает это ногами. Хруст собственного тела воспринимаешь почему-то отрешенно. Всех, кто тебя обслуживал, после надо отблагодарить бакшишем.

Баня досталась туркам в наследство от византийцев. В Стамбуле я вспомнил руины терм, увиденных в Карфагене. Но там меня больше поразили руины общественной уборной, и вот чем. Перед очками карфагеняне прорывали канавку, чтобы, справляя большую нужду, можно было одновременно, притом естественно и даже элегантно, справить и малую. Роль бань по достоинству оценил английский исследователь А.М.Пензер: "В этом институте, вошедшем в ежедневный обиход миллионов людей, отражается не только уровень архитектуры и искусства, не только нравы, обычаи, причуды и фантазии простых людей, но и взлет и падение наций, рост и распад империй".

Другой исследователь и путешественник по имени Тавернье, прошедший все круги рая в дворцовой бане в 1666 году, рассказал мне в Стамбуле об одной причуде султана. По его словам, в дворцовой бане было особое помещение, где султан в полном одиночестве брил пах. Я спросил Тавернье, почему султан предпочитал бритву мышьяковой мази, хотя известно, что последняя радикально снимает волосяной покров вплоть до мешочка. Ученый ответил, что султан был настолько отважным человеком, что не боялся бритвы. Мазью же пользовались, главным образом, женщины. Причем натирали ею даже ушные раковины и полость носа. Любопытно, что у девственниц был в бане особый статус. Им, в отличие от женщин, позволялось обнажаться догола, если не считать покровом длинные кудри с вплетенными в них лентами и украшениями. Накануне бракосочетания невесты по традиции устраивали в бане девичник и в присутствии подруг впервые в жизни обривали тело.

Я попробовал представить себе женскую турецкую баню, но передумал. Зачем представлять? Мисс Пардо полтора с лишним столетия тому описала увиденное и пережитое: "Около трехсот женщин, лишь отчасти одетых, да и то в тончайшие ткани, словно нарочно пропитанные паром, чтобы подчеркнуть все формы... Снуют рабыни, обнаженные до пояса, со стопками полотенец на головах... стайки девчонок хихикают, щебечут, услащают себя цукатами, шербетом, лимонадом... влажные стены отражают турецкую музыку и придают происходящему очарование сатурналий... а в предбаннике купальщиц уже ждут рабыни с темными покрывалами, маслами для волос, духами..."

Мне в стамбульской бане душистого кальяна, шербета в хрустальном бокале, ломтиков дыни в снегу не подносили. Но терпкого чаю я выпил.

Да, крутые улицы пыльного Стамбула таят в себе бездну возможностей совершить паденье.

Аватара пользователя
N
Сообщения: 478
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 18:30

Re: Пошли в баню!

Сообщение N »

В Турции я был в настоящих турецких банях ребенком с отцом и мало помню но отец был в восторге от массажа.
я был в турецк банях но для туристов- паршивый конвеййер...((((
А вот в египте классно делают массаж ( особенно хорошо вечером после моря в сауну потом полежать в джакузи зайти в паровую баню а потом на массажн стол где ровно час тебя классно массируют от пальцев ног до головы не жалея масла.....так что на ужин как будто летишь..... но отель для этого должен быть хорошим....)
Женщинам есть риск - арабы нащупывают как бы невзначай точки и...... (в нашей компании одна барышня даже не стала ходить на массаж из-за этого....))))))
Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал!

Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

Re: Пошли в баню!

Сообщение Агафья »

История русской бани

Изображение

Может быть каждого любителя бани, немного интересует история происхождения русской бани.
И сейчас мы узнаем что-то новое из истории бани. Свою историю русская баня берёт ещё с очень давних времён. Геродот вещал, о том, что скифы, жившие на Украине, пользовались тоже баней. Делали они это так три деревянные палки наклоняли друг к другу, затем обтягивали свою незамысловатую постройку войлоком. Внутри сначала посередине этого помещения ставили большой чан, затем в него уже бросали сильно раскаленные камни или булыжники. Войдя в эту так называемую баню, люди кидали в этот чан с камнями конопляное семя, отчего делался очень сильный жар.
Большинстве случаев у древних народов баня была и оставалась священным местом. Все мы с вами знаем, после того как помоешься в бане как заново родился эта поговорка пришла к нам с очень давних времён. Скоро узнаем какие древние народы и страны первыми начали вводить у себя банную культуру. Некоторые племена сегодня в Америке используют древнюю баню и по сей день. Строят шалаш в виде конуса, внутри посередине делают в земле углубление, В эту яму кладут сильно раскалённые камни и брызгают на них водой. В наше время этот способ используют туристы экстремалы и любители приключений испытать, что-то необычное.
В пятом веке нашей эры историк Прокопий Кесарийский писал, что баня являлась жизненно важной частью образа жизни древних славян. В бани в те времена отмечали все торжества, появление ребенка на свет, там же омывали его и др. Строилась баня в углу внутри дома. Сооружали свой очаг из камней, наверху делали окно для выхода дыма, тут же была ёмкость с водой из которой сбрызгивали раскалённые камни. Каждый парильщик брал веник и размахивал по сторонам притягивая к себе жар. Так люди очищали душу и тело.
Предки считали, что баня состоит из четырёх стихий - воздуха, огня, земли и воды. После кто парился в бане становился сильным и здоровым. Ходило сказание,что больной человек если не вылечивался после принятия бани, то ему уже ничто не сможет помочь. В мифах восточнославянских есть упоминание о том, что баней пользовались и боги. На Руси в пятом веке парная баня называлась мыльней или влазней. И был ли человек богат или же он был беден, каждый мог себе позволить очиститься в бане. Баня сейчас и в древние времена была тем местом где можно было отвлечься от всех проблем, сглазов и невзгод. Позже считалось пригласить человека в свою баню, уделить ему внимание, являлось основой гостеприимства. Сначала гостя приглашали очиститься, а потом кормили его едой и угощали напитками.
Первые упоминания о бани можно было прочитать в описях монарха Нестора Летописца. Написанная им Повесть временных лет рассказывает нам о том, что баня была упомянута в первом веке нашей эры. Было это, очень давно Святой Апостол Андрей отправился из Киева в г.Новгород по дороге он увидел дивное чудо. Люди ходили в баню абсолютно нагими и парились там до красна, были чем-то похожи на варёных раков, затем обливались водой и до упадка сил шлепали друг друга вениками. Обряд этот был ежедневно. Для Святого Андрея это было в диковину, не мог тогда понять как люди с радостью мучают сами себя. В 906 году между Византией и Русью заключён договор, в которои речь была о бане. Сказано, что с приездом купцов из Византии их надо накормить, напоить и отправить в баню париться сколько угодно им будет. Очень интересно, что в 945 году княгиня Ольга после того как князь Игоря умер захотела отомстить древлянам, и когда послы прибыли к ней на переговоры, княгиня Ольга приказала растопить для гостей баньку. Древлянские послы с дороги спокойно себе мылись и нечего не подозревали, что снаружи слуги Ольги их закрыли и они сгорели заживо.

Конечно все бани на Руси строились из брёвен, только в 1090 году построили кирпичную в Переславле. Иностранцы приезжая из разных стран, попробовав на себе, что такое значит русская баня, строили у себя такие же. Конечно их бани сильно отличались от русских настоящих бань. Не каждый путник мог выдержать температуру в 100 градусов и не понимали как русские могли принимать настолько сильно горячий воздух. Иностранцы знали, что в париться в бане полезно для здоровья,но как парятся русские их подвергло в шок. Есть на Руси такой день, зовется как банный - это суббота, в который принято было ходить париться. Те кто не имел бани парились прямо в печи. Сначала выметали пол, затем клали на него солому, и как рассказывали - парились тогда так, что из дух вон вылетал. Очень редко, но этот способ используют и сегодня. Прознав, что баня полезна и с помощью целебных методик Гиппократа русские целители стали помогать людям справиться с хворями. В уставе князя Владимира имели место быть бани для немогущих. Появились самые первые в Руси лечебницы. Из истории в двенадцатом веке на Руси жила известная целительница Евпраксия внучка Владимира Мономаха, всего в 15 лет посватали её за царевича и переехала она к нему. Изучила скоро греческий язык, благодаря чему прочла рецепты целителей Галена, Асклепиада и Гиппократа. Изучила огромное количество новых для себя рецептов и проповедовала тогда ещё личную гигиену. Евпраксия утверждала, что свойства бани укрепляет дух и тело. Так сложилось, что история русской бани влечет с собой много интересных фактов событий, которые, хоть немного не мешало бы знать. Из давно считалось, что после ночи проведённой вдвоём на утро они должны были пойти в баню, а затем откланяться перед образами. В начале 18 века все проходили обряд. Накануне перед свадьбой жених обязан был попариться в бане, а после совместной ночи молодожены отправлялись туда уже вместе. Накануне мама невестки пекла в домашней печи хлеб, он назывался банник, благословляя на счастливую жизнь. Две курицы и хлеб плюс два прибора она заворачивала в скатерть и зашивала и давала своей свахе. Для того, что-бы когда супруги выйдут из бани то сваха должна была угощать их этим обедом. Всегда люди знали и верили, что баня смывает все их грехи.

Бани были в каждом доме у богатого и небогатого, да и у совсем бедных были бани назывались общие бани. Баня – такое личное место.Банька лечит дарит блаженство, спокойствие, омолаживает тело и душу.Перед тем как войти в баню давали редьку, что-бы утолить жажду в предбаннике всегда ставили холодный квас. Важную роль в приготовлении бани играли ароматные травы. Мятку добавляли в квас раскладывали на лавочки. Веники в основном были берёзовые. Баня есть фактически в любой стране, только в неё вносили свои коррективы и доработки. Сегодня никто не скажет откуда русская баня берёт свое начало. Кто-то скажет завезена спартанцами, некоторые подумают что арабами, вполне вероятно придумана славянами. Возможно и так?
Мы же с вами знаем ,как парились на Руси и как иностранцы были без ума от нашей бани, начинали строить у себя точно такие. Может славяне и стоят у истоков этого прекрасного обряда. Каждый человек имеющий у себя землю мог построить баню. Где-то в 17 веке был издан указ в котором говорилось на каком то жилого дома расстоянии должна быть построена баня. Делалось это в целях пожарной безопасности. В своих домашних банях парились и мылись женщины вместе с мужчинами без стеснения. Общественные бани были разделены на женскую баню и мужскую. Запрет на вхождение женщин в мужскую, а мужчин в женскую баню поступил в 1734 году. Строились и лечебные бани, там запрещено было держать спиртные напитки. Все бани строились из брёвен без каких либо чертежей. Важным обстоятельством было то, где разместить баню. Как вы знаете в русских банях нет и не было комнат с разной температурой, есть комната с лавками,чем выше тем горячее и жарче. В Петербурге длительное время находился камер-юнкер Берхгольц во времена правления Петра I, он в свою очередь описывал все прелести русской бани и высокую степень обслуживания в них. Женщины до подлинно знали как сделать нужную для бани температуру, с каким усилием отхлыстать веником и конечно тот момент когда пора окатить холодной водой.
Пётр I очень любил русскую баню и не представлял как без неё жить. Пётр I стал первопроходцем в организации и постройке лечебных курортов в России, на базе бани. Это так же способствовало тому, что русские бани становились широко известны в западной Европе. Он строил бани для солдат в Амстердаме и Париже. После битвы с Наполеоном, распорядился построить бани во всех освобождённых странах. Очень интересна как история русских бань меняется с приходом Петра I к власти. Начинается мода античной культуры. Возводятся строения наподобие римских домов. Построена копия римских терн в Царском селе в помещении Большого дворца. Русские бани посещали все великие личности. Суворов не исключение он устраивал для солдат поход в баню в каком бы городе они небыли. Он выдерживал сильный жар и потом выливал на себя много ведер холодной воды. В бани часто приезжала актриса Сандуна. Отсюда берёт свое название сандуновские бани. В Петербурге в 1874 году уже было отстроено около 312 бань, брали они воду с Невы. Бани в Санкт-Петербурге разделялись на номерные и торговые. Визит в торговую баню стоил от 50 коп. до 10 рублей, что было весьма дорого и позволить себе могли единицы. Поход в номерную баню был доступен уже большому кругу людей. Номерная баня имела 3 класса: 1-й класс стоил от 15 до 40 коп., 2-й класс стоил от 8 до 15 коп., 3-й класс стоил от 3 до 5 коп. Помещения бани отличались друг от друга дизайном, стилем, украшались различными атрибутами для того ,что- сделать процесс парения наиболее запоминающимся и приятным для души и тела.
http://dobran.ru/product_574.html

Ответить

Вернуться в «Болталка - на досуге»