Великий (чистый) четверг (21.04.2011)

Все, для чего нет своего раздела
Ответить
Аватара пользователя
peskimos
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 00:20
Контактная информация:

Великий (чистый) четверг (21.04.2011)

Сообщение peskimos »

С Чистого четверга пост становился наиболее строг. В память о страстях Господних наиболее верующие старались не есть вообще или питались лишь водой и хлебом, соблюдая при этом обет молчания. Остальные крестьяне следовали предписаниям церкви вкушать только невареную пищу без постного масла. С этого же дня хозяйки начинали готовить угощение к Пасхе: жарили и варили мясо, пекли куличи, делали творожные пасхи, иногда, красили яйца; в этот день варили пиво на всю праздничную неделю.

Готовясь к Пасхе, русские крестьяне именно в Страстной четверг старались очистить дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора и грязи. Полы, стены, потолки избы, стол и лавки тщательно мыли, драили песком и голиком, скоблили ножом; обновляли и мыли иконы и лампады. В народе говорили: "Если в чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет". После этой уборки в избе не подметали до Пасхи, чтобы "не засорить глаза лежащему во гробе Христу". В некоторых местах в этот день старались перемыть всю посуду, а крынки для молока даже окуривали женскими волосами, объясняя важность этого действия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя.

Необходимость уборки в Чистый четверг объясняли еще и тем, что празднику Воскресения Христова каждая вещь радуется. В этот день старались все перестирать, в том числе все коврики, половики и постели: матрасы, наволочки, подстилки. Их выносили сохнуть на двор, а вся семья ложилась спать на "гороховине", гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере матери учили дочерей: "Все надо выстирать, даже портяночка и та радуется Пасхе".

Приводя в порядок хозяйство, крестьяне не забывали и о себе: мылись в банях и в печках. При этом баню топили не только для живых, но и для умерших - "родителей" или для домового - "хозяина", им оставляли на полке ведро воды и веник, приговаривая: "Тебе баня, на стоянье, а нам на здоровье". Это давняя традиция: еще в 16 в. для покойных родителей в бане вешали рубахи и полотенца, лили воду на каменку, а на пол насыпали горку пепла, чтобы увидеть след, оставленный помывшимися.

Мытье в Чистый четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Благодаря умыванию, обливанию или купанию русские крестьяне стремились очиститься от несчастий и недугов, отогнать болезни, приобрести здоровье и красоту.

Полный текст здесь:http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm
Аккаунт был взломан.
Сейчас контроль восстановлен.

Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

Re: Великий (чистый) четверг (21.04.2011)

Сообщение Агафья »

Четверговая свеча

Свеча, зажигаемая в церкви в чистый четверг Страстной недели (последней недели Великого поста) в знак любви верующих к Спасителю. Огонь этой свечи считался святым, с ним обходили все уголки дома и двора, поджигали дрова в печи, благославляли молодых.

Для этого нужно сходить на службу и простоять с этой свечой,что бы до нести её до дома можно купить свечу в стаканчике или большую длинную свечу.


Четверговая свеча
Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) - свеча, наделявшаяся магическими свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на всенощной, состоящей из вечери четверга и утрени Великой пятницы, во время чтения 12 Евангелий (См. Богослужения Великого четверга). Православная церковь видит в ней с одной стороны символ того, что во время своих страданий Христос являл Себя Богом, а с другой - знак горячей любви верующих к Спасителю.

В народе огонек этой свечи считался святым. По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.

Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.

В Пермской губ., чтобы уберечь скот от несчастий и получить от него хороший приплод, с огарком четверговой свечи его провожали в Егорьев день первый раз на пастбище. В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь (См. Купальская ночь) с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-невидимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или ее этой водой.

Ответить

Вернуться в «Болталка - на досуге»