Жеребей пустоши Долматовой...

История Песков и окружающих деревень.

Модератор: Игорь Жогин

Ответить
Аватара пользователя
Globbus
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 04 май 2010, 18:36

Жеребей пустоши Долматовой...

Сообщение Globbus »

Газета "Угол зрения", номер 13 (588) от 4 апреля 2012 г.

Волей случая в марте этого года я познакомилась с москвичкой Верой Викторовной Арсентьевой, в семейном архиве которой оказалось много не просто ценных, а порой уникальных документов, относящихся к истории Коломны.

Как реликвию хранит Вера Викторовна карту земель, принадлежавших её предкам – коломенским купцам Карасёвым. Но ценность этой карты не только в том, что она – реальное отражение истории семьи, но и в том, что этой карте 245 лет! Она создана в 1767 году, во времена Екатерины II, и отражает план земельного участка, расположенного неподалёку от современного посёлка Пески.

Витиеватые надписи, штемпель межевых планов с надписью «Попечением и милостию императрицы Екатерины II», рисунок, сделанный красными и чёрными чернилами, – всё это расположено на плотном материале шириной 40 сантиметров и длиной 53, сверх которого слой плотной голубой бумаги, а затем уже белый лист, где и велась надпись. На документе есть и более поздние отметки, например, штемпель 1908 года, на котором обозначено, что «Настоящий план рассмотрен оценочною комиссией С-Пб-Тульского-Поземельного банка 17 июля 1908 года». Это произошло из-за обращения в суд членов семьи для раздела имущества.

Изображение

Прочитать исторический документ оказалось не так-то просто: много незнакомых букв, да и письменный шрифт значительно отличается от привычного нам печатного, а ещё в тексте практически отсутствуют знаки препинания. Поэтому мы обратились за помощью к кандидату исторических наук Евгению Львовичу Ломако.

– Да, это подлинный документ XVIII века. Он хорошо иллюстрирует то, как распределялись земли и происходило межевание земель во времена Екатерины II, когда шла целенаправленная работа по уточнению границ земельных владений. В подписанном 19 сентября 1765 г. манифесте о Генеральном межевании подчёркивается, что его целью является «единственно развести всех владельцев в спорах по их земляному владению и тем доставить всем поселянам в оном покой и тишину, а к государственному общему экономическому правлению получить обстоятельное сведение и планы всем состоящим в империи нашей земляным дачам и урочищам» и «пусть документы на право владения отсутствуют, главное, договоритесь с соседями, сами обозначьте границы и тогда вы получите право на «вечное и потомственное владение». Далее указывается, что кто заспорит, тот будет обязан представить соответствующие «крепости» и после разбирательства может соответствующих земель и лишиться, ибо «враждами своими нарушил должность добронамеренных и спокойных детей отечества».

Своего рода испытательным полигоном, где отрабатывались приёмы картографо-геодезических работ и юридических действий послужили именно наши земли – Московской губернии.

Интересно, что основных исполнителей полевых работ – землемеров, набирали в соответствии с указом 8 октября 1765 г. добровольно. Чтобы быть зачисленным в землемеры, надо было обладать знанием производства топографической съёмки, навыки которой в ту эпоху имели только выпускники военных учебных заведений. Всего же в Московском уезде «положено землемеров 28, а в прочих городах по 4», всего – 84 «межевщиков», которых впоследствии стали называть землемерами.

Изображение
Изображение

Данная карта помечена 1767 годом, т.е. прошёл всего год с тех пор, как работа закипела весной 1766 года. На каждое отдельное землевладение составлялась межевая карта масштабом 1:8400. План земель обычно представлял собой многоугольник, вершины которого отмечены крупными буквами А, В, С..., которые обозначали перемену соседей по смежным владениям, а аналогичные буквы внутри владения указывали вид урочища (А – сельцо, Б – пруды, В – сенной покос, Г – пашня, Д – овраг).

Практически через 5 лет после начала полевых работ межевое картографирование Московской губернии завершилось, было составлено более 10 тысяч геометрических специальных планов.

Данный план уточняет и подтверждает правильность карт, составленных В.С. Кусовым и опубликованных в книге «Земли Московской губернии в XVIII веке» [В 2 т., с прил.] /кол. авт. Правительство Московской области. – М., 2004.

Практически то, что написано на карте, повторяется и в издании, совпадают и границы участка, отмеченного в книге под № 130.

Итак, на карте времён Екатерины II оказались следующие надписи: «Геометрический специальный план Коломенского уезда Дарицкой волости особого жеребья (жеребей – кусок, доля, часть чего-либо целого; пустошь могла делиться на 10 частей и больше) пустоши Долматовой, которая состоит во владении девиц Анны и Авдотьи Ивановых, дочерей Пашковых. Межевание указанного 1767 года октября 6 дня 1 класса землемером премьер-майором (штаб-офицерский чин в русской императорской армии XVIII века, относился к VIII классу «Табели о рангах») Иваном Арсеньевым. А внутри того владения обмежевано … леса 12 д 2250 с, сенных покосов 4 д 2000 с, по большой дороге, которая идёт от Коломны в город Владимир – 1 д 2100 квадратных сажень, а всего в окружной меже 19 д 1550 квадратных сажень (д. – в конце XVIII – нач. XIX вв. десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1, 45 га); с. – сажень, 4,548 кв. м – квадратная сажень, в одной десятине 2400 квадратных саженей)».

Далее идёт описание смежных земель.
«От А до В земля особого жеребея той же пустоши владения майора Михаила Иванова сына Норова, прапорщика Любима Гордеева сына Похвиснева.
От В до С земля означенного майора, сельцо Осеево.
От С до Д земля пустоши Терехово владение князей артиллерии поручика Петра, капитана Ивана да недоросля Алексея Петровых, детей Борятинских.
От Д до А земля деревни Шелухиной владение предписанных князей Борятинских и капитана Ивана Егорова сына Челищева, жены его Пелагеи Ивановой дочери».

Кроме этого, на карте есть подписи различных людей, в том числе и священнослужителей, из сёл Мячково, Хорошово, подтверждающие верность данного плана.

И здесь же надпись XIX века, которая гласит, что эта земля поступила в залог Санкт-Петербургского-Тульского Поземельного банка 24 июля 1908 года по доверенности московской мещанки Елены Егоровны Карасёвой и мужа её Ивана Васильева Карасёва.
Знание - сила!

Ответить

Вернуться в «История, краеведение и культурное наследие Песков»