КРАЕВЕДЕНИЕ

История Песков и окружающих деревень.

Модератор: Игорь Жогин

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КРАЕВЕДЕНИЕ

Сообщение Герда »

Вот прекрасное стихотворение про наш красивый город.

Коломна

Каменных стен очарованный спутник,
снова иду по старинной тропе.
Кремль коломенский
жизнь мою впустит,
колокола загудят нараспев.
Вновь оживут эти древние камни.
Время нахлынет и тут же замрёт.
Вижу: кочевник с кривыми ногами
в страшной улыбке коверкает рот.
Здесь наше прошлое будто отлито,
чтобы я мог его сердцем понять.
Старые стены и пыльные плиты
зримого времени носят печать.
Город, в котором прошло моё детство —
мёртвые камни с живою душой…
Маленький город оставил в наследство
горе и радости жизни большой.

Автор: Валерий КАПРАЛОВ родился в Коломне. Окончил Московский горный институт, работал в Сибири, на Урале, в Поволжье. Кандидат технических наук. Автор пяти сборников стихов. Пишет прозу. Член Союза писателей СССР и России с 1988 года.
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КРАЕВЕДЕНИЕ

Сообщение Герда »

Ещё Коломна (Часть 1.)

Жмите:
http://humus.livejournal.com/3331760.html
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КРАЕВЕДЕНИЕ

Сообщение Герда »

Региональные вести Подмосковья Коломна

Сидр будут производить в отреставрированном Кружечном дворе в Коломне


Изображение
коломна музей кружечного двора

Музей Кружечного двора, где будут производить сидр из коломенских яблок, планируют открыть в подмосковной Коломне, рассказала в интервью корреспонденту портала «В Подмосковье» экскурсовод музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» Елизавета Романова.

«В настоящее время бывший Кружечный двор в Водовозном переулке, где в 18-19 веке хранили и продавали местное вино, находится на реставрации», – рассказала экскурсовод.


По ее словам, около двух тысяч яблонь для производства сидра планируют высадить в Коломне и ее окрестностях уже в этом году.

Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей» открыл в Коломне несколько музеев, среди которых самый популярный Музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила», Музейная Фабрика пастилы, Музей «Калачная», Музей денег и Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие».
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КРАЕВЕДЕНИЕ

Сообщение Герда »

Изображение

Драматический театр имени К.С. Станиславского

После премьеры "Синей птицы"
Слева направо: Степан Лукьянов, Анатолий Васильев, Андрей Кузнецов-Вечеслов, Борис Юхананов, Илья Хржановский — с Степан Лукьянов, Васильев, Анатолий Александрович, Андрей Кузнецов-Вечеслов, Юхананов, Борис Юрьевич и Хржановский, Илья Андреевич.

( Степан Лукьянов - сын К.Рябининой и М.Лукьянова, внук Е.Сыромятниковой. Посёлок художников, дача №1) .
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КРАЕВЕДЕНИЕ

Сообщение Герда »

История

В состав территории муниципального образования «Сельское поселения Фединское входят тридцать населенных пунктов: село Федино, деревня Аргуново, село Ачкасово, село Невское, деревня Вертячево, деревня Глиньково, деревня Городище, деревня Гостилово, деревня Грецкая, село Карпово, деревня Катунино, село Константиново, село Косяково, деревня Лукьяново, деревня Максимовка, село Марчуги, деревня Муромцево, село Новлянское, деревня Новотроицкое, деревня Перебатино, село Петровское, деревня Ратмирово, деревня Ратчино, село Сабурово, деревня Свистягино, поселок Сетовка, деревня Скрипино, деревня Степанщино, деревня Субботино, деревня Чаплыгино и прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Поселение входит в состав территории Воскресенского муниципального района Московской области, которое выделяется своей историей.

Немало исторических мифов и преданий сложено вокруг истории нашего поселения, почти каждый клочок древней земли окружены десятком легенд, в которых реальные исторические события тесно переплетаются с вымыслами.

На правом берегу Москвы – реки расположены три населенных пункта: Марчуги, Новлянское, Сабурово. По преданию, названия эти происходят от фамилии татарских воевод - Марчуха, Новли и Сабура перешедшим на службу к Московским князьям во времена распада Золотой Орды и принявших христианскую веру. За службу князья наделяли их землями и позволяли создавать боевые дружины для отражения вражеских набегов. Дмитрий Пожарский, родившийся в с. Марчуги, в 1611 году возглавил народное ополчение в борьбе против польских интервентов. Село было вотчиной князей Пожарских, где провел свои детские годы Дмитрий Михайлович Пожарский - выдающийся русский полководец. Имя Пожарского неразрывно связано с героической борьбой против польско - шляхтских захватчиков начале18 века. Пожарский возглавил движение народа за независимость Родины, чем заслужил себе вечную славу.

Название деревни Ратчино происходит от слов «рать» «чинить», то есть собирать войско. Ратмирово составное от слов «рать» «мир»- трактуется как «заключать мир». Можно предположить, что здесь могли сходиться рати. Образ древнерусского воина является символом славного прошлого этих мест.

Село Константиново упоминается в документах, относящихся к периоду княжества московского князя И.Д. Калиты. Калита, как первый собственник родового поместья перед своим походом в Орду в 1327 году составил завещание, в котором завещал сыну своему Семену село Константиново.

Историческое значение имеет село Новотроицкое, которое вошло в историю первой крестьянской войны 1606 года. Осенью 1606года по коломенским и серпуховским дорогам армия восставших двигалась к Москве. Навстречу восставшим по направлению к Коломне были высланы царские войска. У села Новотроицкое произошло крупное сражение, закончившееся победой восставших. Попытка Василия Шуйского задержать продвижение к Москве армии Волотникова не удалось. Вскоре войска Волотникова подошли к Москве и осадили столицу. Историки 17 века освящают битву под Троицким (теперь Новотроицкое) как полное поражение царских войск.

По мере роста населения наших сел росло число храмов. И вот уже в писцовых книгах 15в., а позже и 17-18 веков мы находим документальные свидетельства существовании более двух десятков деревянных христианских церквей. До недавнего времени сохранившимися пусть в плохом состоянии, у нас считались две церкви: Казанская церковь в селе Петровском (начало 18в.) и церковь во имя Дмитрия Солунского в селе Сабурове (середина18в.). К сожалению сабуровская церковь в 1993году сгорела, а церковь в селе Петровском постепенно разрушилась. Время и наше беспамятство уничтожили деревянные храмы. Но важно знать, что многие каменные церкви, пришедшие на смену прежним, и сегодня стоят на тех же местах, что и исчезнувшие.

В честь памяти Ивана Ивановича Мелиссино его жена выстроила в своем имении в с. Константиново Троицкую церковь. И.И.Мелиссино был обрусевшим итальянцем, дворянином, все свои силы отдавшим служению России (с 1757-1763 директорствовал в Московском университете, а затем был его попечителем, покровительствовал наукам).

В 18 веке в рассвете стиля «сельского» или «провинциального» барокко выстроены в 1768 году Крестовоздвиженская церковь в селе Марчуги и Покровская церковь бывшего села Губино (1778г.) ныне не действующая. Традиционно такие храмы возводили на белокаменном цоколе, и по типу представляли собой восьмерик на четверике, перекрытый сводом и увенчанный барабанчиком с главкой. Храмы обретали облик милый простой, «домашний».

На рубеже 18-19 веков, в период «наполеоновской Европы» построена церковь во имя Казанской Божьей Матери в селе Ачкасово. Она возведена в 1819г., из красного кирпича не оштукатурена, украшена с боковых фасадов портиками с фонтанами.

Детали «новорусского» стиля можно увидеть на фасадах церкви Михаила Архангела в с. Карпово (1884-1891г.г.). Этот стиль отличается затейливыми деталями нашего древнего зодчества, классическими колонками и портиками.

Один из наших красивейших юных храмов - церковь во имя Серафима Саровского в селе Федино была возведена помещиком Ахлестышевым в честь рождения в семье императора Николая 2 долгожданного наследника. Её строительство завершено в 1913году. Автором проекта был выдающийся русский архитектор, академик Владимир Васильевич Суслов. Так сама история освещала деяния наших предков. И примеров человеческого благородства не счесть.

Летом 1997года на территории воинской части д.Степанщино (переименованной в с.Невское постановлением Губернатора Московской области от 06.02.2006года) был освящен закладной камень для возведения часовни во имя святого и благоверного великого князя Александра Невского. Уже больше года в этой часовне идут службы.

Много повидала наша земля на своем веку страданий и невзгод. Но не стерлись в памяти людей следы прошлого. Их отголоски слышны в названиях сел, рек и речушек, деревень, местечек. И сегодня, когда многие населенные пункты переименовываются, важно не потерять эту связующую нить прошлого с настоящим.

Село Константиново

Платформа Пл. 88 км., далее автобусом № 27, 31, 33, 34, 40 до села Константиново.

История

Старинное село Константиново, подобно самому городу Воскресенску, длинной и узкой полосой протянулось вдоль берега Москвы-реки. Оно стоит здесь много столетий. Первое упоминание о нём мы находим в летописях, относящихся к периоду княжения московского князя Ивана Даниловича Калиты. В 1328 году, уходя походом в Орду, Калита оставил письменное завещание своему старшему сыну Семёну, в котором среди других населённых пунктов называл Усть-Мерскую и село Константиновское (ныне Константиново). Судя по данным писцовой книги времен Ивана Грозного, селение это было довольно большим, без малого сотня крестьянских дворов. Вероятным владельцем села в первой половине 15-го века являлся боярин Иван Константинович Добрынский. Сын Ивана Александр в начале 1445 года принимал участие в боях с татарами в районе городов Муром и Гороховец. В одной из схваток он получил тяжёлую рану — мет¬кий татарский лучник «застрелил его в рот».
Рана оказалась смертельной. Как горевал Иван Добрынский, потеряв единственного сына, можно себе лег¬ко представить. К этому времени он уже был весьма преклонных лет, других детей у Ивана Константиновича быть уже не могло, и смерть сына означала для него пресечение рода.
Про¬тив великого князя Василия II организовался заговор, причем в число заговорщиков вошли представители самых разных социальных групп — удельные князья, бояре, купцы, монахи Троице-Сергиева монастыря. Планировалось, свергнув с пре¬стола Василия II, посадить на его место одного из удельных князей — Дмитрия Шемяку. Среди великокняжеских бояр видными участниками заговора стали трое из братьев Добрынских — Петр, Иван и Никита. Свергнутый Василий был брошен в темницу и ослеплен. С той поры его и прозвали Тёмным — слепым. Активные участники переворота, братья Константино¬вичи стали в большой чести у нового великого князя — Дмитрия Шемяки. Но всего лишь че¬рез год жалкий слепец сумел ухватить птицу - удачу за хвост, и с помощью не отвернувшихся от него дружинников, с триумфом возвратился на московский престол. Для активных заго¬ворщиков наступили черные времена. Один за другим мстительный Василий II расправился с ними. Кто-то погиб от яда, кто-то умер в тем¬нице, а кому-то пришлось, бросив родные дома, бежать в Литву. Земель¬ные владения всех трех братьев Добрынских великий князь за измену отобрал и, вероятно, наградил ими своих верных сторонников. Часть имущества — их боярские дворы на терри¬тории московского Кремля, некоторые села и деревни Темный оставил себе, и об этом есть упоминания в его завещании.
После чего село Константиново, переходя из одних рук в другие, находилось в поместье за разными московскими вельможами и дво¬рянами.
По сведениям писцовой книги 1577-78 гг. «село Костянтиновское» середины шестнад¬цатого столетия предстает перед нами доволь¬но крупным поселением. Судя по площади земельных угодий, в благополучные 50-е годы здесь числилось больше полусотни крестьян¬ских дворов. Здесь же в селе располагался обширный барский двор, принадлежавший помещику. Рядом с ним стояли деревянная Успенская церковь и дво¬ры причта — священника, дьякона и «келья» (маленькая деревянная избушка) просвирни. Как и положено древнему и богатому селу, Константиново со всех сторон окружали многочисленные деревни, в которых, в сумме, имелось еще несколько десятков крестьянских хозяйств. Жители этих деревень также пла¬тили оброк константиновским помещикам и входили в приход Успенской церкви.
По¬мещиком в Константинове и окрестностях в 1550-е и 1560-е годы был князь Иван Магметевич Канбаров, перешедший в православие внук татарского мурзы. Его дед Канбар Мамалаев выехал на Русь около 1507 года вместе с царевичем Шейх-Аулияром, племянником хана Ахмата. Далеким предком Канбара был знаменитый золотоордынский правитель Едигей, один из героев татарского эпоса. Его праправнук волею судьбы оказался в Москве. Во время войн с литовцами Канбар Мамалаев возглавлял отряд служилых татар и участвовал во многих боях и походах. Име¬на Канбара Мамалаева и его сына Магмета в 1507-42 гг. неоднократно упоминается в Раз¬рядных книгах — своего рода списках генера-литета вооружённых сил России того времени. Иван Канбаров, носивший до принятия православия татарское имя Уразлы также довольно долго слу¬жил в русской армии на командных постах. В самом начале Ливонской войны в 1558 г. Ураз¬лы Канбаров «пригонил» в Москву с сеунчем (победной вестью) об успехах русских войск в восточной Ливонии. Вскоре после этого служи¬лый татарин принял православие и из Уразлы стал князем Иваном Магметевичем.
Князь Иван Канбаров имел в селе Константинове Коломенского уезда одну из своих загородных резиденций. Правда, бывал он в ней очень редко, так как почти все время был занят по службе.
После кончины князя Канбарова, в 1572 г. село Константинове с деревнями досталось иным помещикам. Одна часть, вместе с поме¬щичьим двором и церковью Успения стала вла¬дением князя Михаила Федоровича Кашина-Оболенского, а другой поверстали двух братьев Муромцевых. Оба брата — Леонтий и Федор служили при дворе и носили скромный чин сытников. Каких-либо подробностей о службе братьев Муромцевых найти не удалось, а их со¬сед по поместью — князь Михаил Кашин до¬вольно часто упоминается в Разрядных книгах. Происходил он из древнего и славного рода князей Оболенских, из которого в ХУ-ХУИ вв. вышло множество русских воевод и полковод¬цев. Умер боярин князь Михаил Федорович Кашин Оболенский в 1611 году в разгар Смутного времени. Перед смертью он принял монашеский постриг под именем Мисаил. Похоронили его в Троице-Сергиевом монастыре (ныне Сергиев Посад). Князь Михаил оставил двух сыновей — Ивана и Дмитрия. Именно они и стали помещиками в коломенском селе Константиново. События Смуты начала семнадцатого сто¬летия привели к сильному разорению всего Коломенского уезда и его Усмерского стана в частности. Село Константиново несколько, раз опустошали враждующие стороны. Со¬ответственно, резко уменьшилось количество его обитателей. Тем не менее, по писцовым книгам 1626-29 гг., из всех селений, входящих ныне в современный Воскресенский район, самым крупным было именно Константино¬во — 31 двор.
После братьев Кашиных, в 1632 году, село Константинова вновь попадает в поместную раздачу. Его новыми владельцами становятся стольник Никита Алексеевич Зюзин и думный дьяк Иван Афана¬сьевич Гавренев. Оба они получили примерно равное количество крестьян. О помещиках Н. А. Зюзине и И. А. Гавреневе можно сказать, что это были два совершенно разных человека. Иван Гавренев достиг своего высокого положения в результате многих деся¬тилетий ревностной службы. Это был типичный человек, «сделавший себя сам». Вотчины, принадлежавшие И.А. Гавреневу, находились в 1646 г. сразу в пяти уездах — Московском, Кашинском, Коломенском, Костромском и Рязанском. На дочери Ивана Афанасьевича Гавренева не побрезговал жениться молодой стольник Ва-силий Борисович Шереметев, представитель одного из самых знатных и влиятельных родов Московского государства. По неизвестной для нас причине, молодая супруга В.Б. Шереметева довольно скоро умерла.
В противоположность Гавреневу, второй владелец Константинова — стольник Никита Зюзин предстает перед нами весьма легкомыс¬ленным и недалеким человеком. Интересно, что Никита Алексеевич приходился родствен¬ником (троюродным братом?) знаменитому Дмитрию Пожарскому. Выходец из знатно¬го придворного рода, он не блистал особыми талантами и по лестнице чинов продвигался медленно. Надеясь сделать быструю карьеру, Зюзин перешёл на службу к патриарху Нико¬ну и стал его патриаршим боярином. Позднее он вернулся обратно и был пожалован чином государева боярина и дворецкого. В период ссоры Никона с царем Алексеем Михайлови¬чем, Никита Зюзин, оставаясь верным другом опальному патриарху, довольно легкомысленно взялся помирить его с царем, но гнев царя обратился на неза¬дачливого придворного. Боярина арестовали. После бесконечных пыток и допросов его при¬говорили к смертной казни, но потом помило¬вали и сослали в Казань, конфисковав все иму¬щество и земельные владения. Жена Зюзина, узнав об аресте и пытках мужа, не выдержала и скончалась...
Таким образом, после смерти И .А. Гавренева в 1662 г. и опалы на НА. Зюзина в начале 1665 года, село Констаниново, если можно так выра¬зиться, снова оказалось вакантным. Его новым хозяином стал еще один приближенный царя Алексея Михайловича боярин князь Григорий Сунчалеевич Черкасский. Произошло это, ви¬димо, во второй половине 1660-х годов. Село, в отличие от предыдущих владельцев, было пожаловано князю не в поместье, а в вотчину, то есть с правом продажи, заклада и передачи по наследству. Родился и вырос он на Северном Кавказе, в семье знатно¬го кабардинского князя Сунчалея Канкичева. В 1642 году молодой кавказец Сунчалей-мурза Сунчалеев приехал в Москву и поступил на придворную службу. Чтобы обеспечить свое положение он принял крещение по право¬славному обряду и стал зваться князь Григорий Сунчалеевич Черкасский. В 1645 году боярин Федор Иванович Шереметев сосватал за него свою внучку княжну Прасковью Никитишну Одоевскую. Благодаря выгодной же¬нитьбе карьера Г.С. Черкасского быстро пошла в гору. Расторопного и вид¬ного кавказца заметил и полюбил сам царь Алексей Михайлович. С началом очередной войны с поляками князя Г.С. Черкасского на¬чинают назначать на офицерские должности. Сам Стенька Разин, не питавший, как известно, ни¬какого почтения к царским слугам и пачками отправлявший их на тот свет, отзывался о кня¬зе Черкасском с большой симпатией и на лю¬дях величал его с «вичем», то есть по имени и с полным отчеством — Григорий Сунчалеевич. Однажды князь Григорий выехал на охоту из своего села Чижова (ныне, это северо¬восточная окраина поселка Салтыковка в Балашихинском районе), в сопровождении соб¬ственного ловчего, конных охотников, псарей, сокольников и других слуг. Разослав в рощу двух конных псарей, боярин остался с тремя тата¬рами и одним русским — Сенькой Ларионо¬вым. В это время злоумышленники — астра¬ханские татары, уехавшие ранее вперед с княжеским «обиходом», изрубили находив¬шихся с ними русских «людей», угнали кня¬жеский табун и напали на самого князя.
После гибели князя Григория владельцем села Константинова стал его единственный сын — Даниил Григорьевич Черкасский. Буду¬чи кабардинцем по отцу и русским по мате¬ри, Данило не унаследовал огненного темпе¬рамента своего батюшки — князя Григория Сунчалеевича и был человеком достаточно спокойным и даже заурядным. Его карьера протекала по накатанной колее. В 1674 году он уже стольник. В 1678 г. проведенная в Ко¬ломенском уезде очередная перепись опреде-лила, что в вотчине князя Д.Г. Черкасского в селе Константиново Усмерского стана стоят принадлежавшие владельцу два двора — вот¬чинников и конюшенный. В 1706 году Даниил Григорьевич Черкасский безвременно скончался.
Владелицей села Константинова по смерти князя Данилы становится его вдова. Марья Петровна Черкасская пережила своего мужа почти на 33 года и скончалась 8 сентября (а по другим данным 9 июня) 1739 года. Некоторые сведения о Константинове в годы ее правле¬ния содержит Коломенская ландратская пе¬реписная книга 1715 года. В книге записано, что село находится в вотчине за вдовою князя Даниила Григорьевича Черкасского княгиней Марьей Петровной. В Константинове отме¬чен «двор вотчинников», на котором обитали дворовые люди конюх Степан Изотов и вдова скотника Анна Семенова с семьями, а всего 5 человек. Второй вотчинников двор в Констан¬тинове стоял пустой и содержался «для приез¬ду конюхов и поваров». Видимо, владелица села время от времени все же наезжала в Констан¬тинове, причем вместе со своими поварами и конюхами. Также ландратская книга 1715 г. упоминает деревянную Успенскую церковь, в которой служили службы священник Степан Фадеев и дьячок Василий Козьмин. Крестьян¬ских дворов в селе в 1715 году оказалось только 38, на них обитали 82 человека мужского пола и 73 женского, итого 155.
В 1770 году в селе Константинове Усмерского стана Коломенского уезда проводилось Ге¬неральное межевание. Работы по межеванию земельной дачи села были выполнены 13 октя¬бря под руководством секунд-майора Василия Вакселя. По данным межевания, владелицей села числилась жена тайного советника Ива¬на Ивановича Мелиссино Прасковья Влади¬мировна (в девичестве княжна Долгорукова). Душ в «Костентиновском» оказалось 216, а земли — 838 десятин, из которых пашня со¬ставила 546 десятин, лес — 39, а сенные по¬косы — без малого 184 десятины. Часть земли занимали само селение, церковь и кладбище (300 квадратных саженей), дороги, река и бе¬чевник, по которому вдоль реки шли с бечевой ватаги коноводов. Кроме того, во владении П.В. Мелиссино находилась большая лесная пу¬стошь Мачихина за Москвой-рекой. Топони¬мическим следом указанной пустоши, ныне является лесное урочище Корчиха между Чемодурово и Спасским. Прасковья Влади¬мировна была замуж за Иваном Ивановичем Мелиссино, служившим при Екатерине Вели¬кой обер-прокурором священного Синода и куратором Московского Университета. Своих детей у супругов не было, и она вскормила и воспитала сына своей двоюродной сестры Алексея Михайловича Пушкина, впоследствии получившего известность как выдающийся русский актер и переводчик Мольера. В память скончавшегося супруга, Прасковья Владими¬ровна в 1797 году построила в Константинове каменную церковь. В этой церкви, рядом с мо¬гилой мужа, ее позднее и похоронили.
Алексей Михайлович Пушкин стал владельцем Константинова пе¬ред самой своей смертью, уже после кончины Прасковьи Владимировны. (П.В. Мелиссино умерла 25 октября 1823 года в Москве.) Это владение он принял не сразу и, считая себя не вправе владеть им сначала, вернул Константи¬ново брату своей приемной матери — князю Юрию Владимировичу Долгорукову. Старую владелицу похоронили рядом с мужем, в по¬строенной ею Успенской (с 1812 г. Троицкой) каменной церкви. Сам Алексей Михайлович, к этому времени был уже немолод — около 52 лет. Че¬рез совсем небольшое время, в мае 1825 года он последовал за своею приёмной матерью. После Алексея Михайловича Пушкина вла¬делицей Константинова становится его дочь Прасковья Алексеевна. В молодости она чуть было не вышла замуж за дворянина по фами¬лии Тургенев, но свадьба их почему-то не со¬стоялась. Создать семью Прасковье так и не удалось.
Перейдя от Пра¬сковьи Мелиссино под власть легкомысленного Алексея Михайловича Пушкина и его дочери Прасковьи Алексеевны, обитатели Констан-тинова как-то очень быстро растеряли свои достатки и превратились в бедняков. Отмена крепостного права сопровождалась в селе Константинове большими волнениями, самыми крупными в Московской губернии. Причиной волнений стала попытка помещи¬чьих управляющих в Константинове и Спас¬ском помимо привычных повинностей, заста¬вить крестьян вывезти навоз на барские поля и вспахать их (все это, разумеется, совершено бесплатно).
К 1912 году село Константиново выросло до 170 дворов. По сведениям книги «Населенные места Московской губернии» в селе отмечено два помещичьих имения. Первым владел по¬мещик Роберт Эрнестович Эрихсон. Местные жители звали его «Роберт Несторович». Ро¬берт Эрнестович Эрихсон приходился родным братом известному московскому архитектору Адольфу Эрнестовичу Эрихсону. Именно Р.Э. Эрихсону принадлежала константиновская барская усадьба, которой ранее владели Ф.Н. Плевако и П.А. Пушкина. По образованию по¬мещик был инженером-механиком и владел в Москве технической конторой, а одновремен¬но числился Генеральным представителем в России завода «Браун Боверн и Ко» (Электро¬технические принадлежности). Р.Э. Эрихсон увлекался автомобилями и состоял до револю¬ции членом Московского автомобильного об¬щества. Впоследствии Роберт Эрнестович ока¬зался в эмиграции и умер в Швейцарии в 1932 году. После революции 17-го года в деревянном господском доме Эрихсона разместили школу, а на базе национализированного помещичье¬го хозяйства организовали небольшой совхоз. Хозяйкой второго имения в Константинове в 1912 г. числилась княгиня Александра Петров¬на Ливен. Не сразу понимаешь, что речь здесь идет об усадьбе Спасское.
В 1920-е годы, по данным Поселенных ве¬домостей Бронницкого уезда, в селе Констан¬тиново Спасской волости было 170 хозяйств и 875 жителей. Константиновцы владели зем¬лей — 725-ю десятинами, из которых 464 де¬сятины находилось под пашней, а 206 — под сенокосами. Лошадей держали в селе 84, а ко-ров было 157. Годы, накануне «Великого пере¬лома» были, пожалуй, самыми результативны¬ми для села, за всю его многовековую историю. В 1920-е годы Константиново достигло своего максимума по числу населения, по количеству скота и по использованию земельных ресурсов. Ни одна десятина земли в те годы не пропалала зря. Любой свободный клочок распахивался, либо использовался под сенокос. В 1920-е годы и ранее, на престольный праздник — Успение в селе проводилась двухдневная ярмарка, где торговали фруктами и продуктами садовод-ства. В1930 г. в селе Константинове был создан кол¬хоз, получивший название «Красный пахарь». Первым его председателем стал 21-летний Алексей Чернов, выпускник Спасского сель¬скохозяйственного техникума. Алексей Яков¬левич Чернов родился в 1909 году в старинном селе Остров на Москве-реке (ныне Ленинский район Московской области) в крестьянской семье. В 1929 г. как передовой комсомолец он получает путевку райкома комсомола на учебу в животноводческий техникум. (Техникум рас¬полагался в бывшей усадьбе Спасское, как раз напротив села Константиново.). Председателем константиновского колхоза АЛ. Чернов работал несколько лет, при нем «Красный пахарь» числился по району в передовых хозяйствах. Энергичного председа¬теля заметили и, как «человека от земли», на¬значили инструктором по сельскому хозяйству в районный комитет ВКП (б) Воскресенского района. Развернутые в 30-е годы массовые не¬законные репрессии поломали карьеру моло¬дого выдвиженца. В 1937 г. Алексей Яковлевич Чернов был объявлен «врагом народа», исклю¬чен из партии и уволен с работы. Но, уже в 1938 году его реабилитировали. По воспоминаниям дочерей первого председателя, которые долгое время проживали в нашем городе, их отец по¬гиб на фронте 30 июля 1943 г., а похоронка на него пришла в Воскресенск 24 августа.
После Алексея Чернова в Константинове сменилось еще несколько председателей. Дела в колхозах района шли все хуже и хуже, кол¬хозники многих сельхозартелей годами работали «за палочки». Палочки — черточки в та¬бели рабочего времени, которыми бригадиры отмечали отработанные людьми трудодни. В хорошие годы, особенно до войны, на каждый трудодень в сильных колхозах платили понем¬ногу деньгами, а также зерном и картошкой. С началом же Великой Отечественной войны почти все константиновские мужики и парни ушли на фронт, и работать на селе стало совсем некому. К плугам и веялкам встали женщины и подростки. Лозунг: «Все для фронта, все для победы!» заставлял людей трудиться самоот¬верженно, забывая про отдых и сон. Когда, по¬сле сдачи обязательных госпоставок и засыпки семенного фонда, зерна на выплату по трудод¬ням не оставалось и трудодень оказывался пу¬стой, колхозники говорили, что отработали год «за палочки», то есть бесплатно. Единственным средством для существования в таком случае оказывался небольшой приусадебный участок. С участка, с каждого фруктового дерева, с каж¬дой головы скота нужно было заплатить госу¬дарству нешуточные налоги. Моя мать, родив¬шаяся в 1941 году, не раз с обидой рассказывала мне, как приехавшие к ним налоговые инспек¬торы сильно осерчали, так как к обеду им не поставили бутылку В отместку они насчитали налог на полную катушку, и фронтовику-деду пришлось срубить в своем саду все яблони. Эти налоги были отменены только после смерти Сталина.
Хор жителей села Константинова под управлением Николая Федоровича Покровского (с повязкой на глазу). В нижнем ряду второй справа - первый председатель колхоза «Красный Пахарь» Алексей Яковлевич Чернов.
В послевоенные годы в Константинове ре¬шили разводить черно-бурых лисиц и создали звероферму. Но просуществовала она недолго, несколько лет.
После войны все больше людей, особенно молодых, стали разными путями уходить из села, чтобы работать в городе на химкомби¬нате и других предприятиях. Село Константиново понемногу стало пустеть. В 1950-е годы колхозы в Воскресенском районе стали укрупнять, а позднее на их основе было создано несколько больших совхозов, в один из которых — совхоз «Воскресенский» и во-шло село Константиново. Един¬ственная улица села не была такой безлюдной, как сейчас. Очень многие сельчане держали коров. Как и многие другие села и деревни нашего района, Константиново теперь больше похоже на дач¬ный поселок. Именно летом, в дачную пору, в дедовские дома наезжают городские потомки константиновских крестьян, и село немного оживает. Но с наступлением холодов дачники покидают дедовские пенаты и снова отправ¬ляются в тёплые городские квартиры. Посто¬янных жителей на зиму остается немного, но еще меньше среди них старожилов — тех, кто родился и провел здесь всю свою жизнь.
В трудные 1990-е годы, благодаря усилиям жите¬лей и энергии священника отца Петра Сотникова в Константиново восстановлена из руин Успенская церковь. Появилось сразу несколько новых улиц — Березовая, Сиреневая, Кленовая, где рядами встали кирпичные двухэтажные дома «новых» и «старых» русских. Несколько десятков новых кирпичных домов сменили обветшавшие деревянные и на центральной улице села. Работает магазин. Жизнь в Константинове продолжается. Очень хочется, чтобы это, одно из самых древнейших сел нашего района, и дальше жило и развива¬лось, освещающая нам труды и подвиги наших близких и далеких предков.
А. Фролов.

Достопримечательности
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
(с. Константинове)

Изображение

Троицкая церковь стоит на правом берегу Москвы-реки. С южной стороны церкви – остатки липового регулярного парка. На колокольню ориентирована с западной стороны единственная улица села Константинова. С севера – новая сельская застройка. Успенская (Троицкая) церковь выстроена в 1797 году владе¬лицей усадьбы Прасковьей Владимировной Мелисино (урож¬денной княгиней Долгоруковой). Церковь сооружена в память покойного мужа Ивана Ивановича Мелисино, обер-прокурора Священного синода в 1763—1768 годах. Есть предположе¬ние, что образцом послужил храм монастыря Сан-Пьетро ин Монторио в Риме. Архитектор, возводивший храм, неизвестен. Церковь, выполненная в итальянском стиле ротонда на ротон¬де, построена из кирпича с отделкой белым камнем, имеет тра¬пезную и двухъярусную колокольню.
Храм трехпридельный: главный придел — во имя Святой Троицы, правый придел — во имя Успения Пресвятой Богоро¬дицы, левый — Рождества Иоанна Предтечи.
В XIX веке вокруг церкви была построена ограда, от которой уцелели до настоящего времени лишь Святые ворота. Долгое время Троицкая церковь оставалась нерасписанной. Существующие фрагменты масляной живописи относятся к концу XIX века, тогда были сделаны новые полы.

В этой церкви в 1852 году бывал Н. В. Гоголь, когда гостил летом в соседней усадьбе княгини Россет. При церкви похоро¬нены многие именитые люди. Надгробные камни на могилах не¬которых из них сохранились, в частности на захоронении дяди А. С. Пушкина.
Церковь была закрыта в 1934 году, подвергнута оскверне¬нию и сильно разрушена.
С 1991 года в ней было возобновлено богослужение (после передачи верующим в 1990 году). В настоящее время храм пол¬ностью восстановлен, регулярно совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням, а также все требы и молебны. Возобновлена роспись храма, и главный придел уже полностью расписан.
В храме имеются чтимые святыни, которые почитаются при¬хожанами. В главном приделе в киоте находится чтимая икона Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Икона старинная, прошедшая серьезную реставрацию. В левом приделе Иоанна Предтечи выставлены чтимые иконы великомученика и целителя Пантелеймона и святителя Феодосия Черниговского. Иконы се¬редины XIX века, прошли реставрацию. Они выполнены в рост и помещены в киоты.
По количеству прихожан приход немногочисленный, но все стараются чем-то участвовать в приходской жизни. После бого¬служения убирают в храме, благоустраивают территорию, под¬готавливают храм к празднику. По воскресеньям после общей трапезы многие остаются на воскресную школу. Большинство из них люди пожилые, но много и молодежи. На занятиях затра¬гиваются и разбираются самые разные духовные темы, а также различные наболевшие вопросы прихожан.

Изображение

По сложившейся традиции на престольный праздник Успе¬ния Божией Матери совершается крестный ход на источник, где служится водосвятный молебен. На Рождество со многими при¬хожанами совершается «Прославление Христа» по домам сель¬чан, все проходит празднично и весело, и очень всем нравится. На Крещенский сочельник после богослужения ночью соверша¬ется крестный ход на Москва-реку, где освящается вода, и очень многие прихожане погружаются в воду в самую различную пого¬ду, не боясь сильных морозов.

P.S.

Mail.Ru
12 марта в 15.00 в ДК "Химик" состоялась премьера документального фильма из цикла "Очерки истории Воскресенского края". Фильм под названием "Да святится имя твоё..." рассказывает о жизни и любви Ивана Мелиссино и Прасковьи Долгоруковой и о возникновении храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Константиново.

Изображение
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КРАЕВЕДЕНИЕ

Сообщение Герда »

Посёлок художников в Песках, дача № 53 (мемориальная).
С 1934 по 1960 годы жил и работал Заслуженный деятель искусств РСФСР. член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор Александр Васильевич Куприн:
жмите:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1 ... 0%B8%D1%87

И ещё:
https://yandex.ru/images/search?text=%D ... source=wiz

И ещё:
http://artlemon.ru/rus-artists/%D0%9A/k ... 60-i13798/
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КРАЕВЕДЕНИЕ

Сообщение Герда »

Открытие мемориальной доски на здании Песковской средней школы, посвящённой участнику В.О.войны, директору школы Лексакову Степану Петровичу 9 мая 2015 года.

Изображение

Изображение
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КРАЕВЕДЕНИЕ

Сообщение Герда »

Коломна. Соборная площадь

Изображение
Фото: В,Соколов
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Ольга Шилова
Сообщения: 1750
Зарегистрирован: 18 ноя 2012, 22:54
Реальное ФИО: Ольга Георгиевна Шилова

Re: КРАЕВЕДЕНИЕ

Сообщение Ольга Шилова »

Изображение
Изображение

Алексей Ткачёв в Щурово, Коломна

Знакомьтесь: это - Щур (птичка такая), который обитает в коломенском ‪#‎Щурово‬. Теперь понятно, откуда происходит название данного коломенского микрорайона? Всё оказалось значительно проще. И ответ, немного завуалированный, лежал на поверхности. Некоторые высказывают предположение, что название может происходить оттого, что там приходится "щуриться", например, от яркого солнца. Вполне возможно, не спорю, хотя и не встречал тамошних жителей с регулярной прищуренной гримасой (локальный субъектив по строительству рож).
Смайлик «smile»
Что ж, эта версия тоже имеет право на существование наравне с другими. Но первое мне импонирует больше. ‪

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КРАЕВЕДЕНИЕ

Сообщение Герда »

21 мая - День рождения С.А.Герасимова

Изображение
С Натальей Бондарчук

Изображение
С Т.Ф.Макаровой

Изображение
Студенты мастерской Герасимова и Макаровой
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Ответить

Вернуться в «История, краеведение и культурное наследие Песков»