Для самых заинтересованных:
Общественные обсуждения и публичные слушания
(С.А.Васильев, "Экология производства", март 2007)
Организация и проведение публичных слушаний предусматриваются ст. 28 Градостроительного кодекса РФ. Порядок их организации и проведения включается в Правила землепользования и застройки, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Понятия, формы и объекты общественных обсуждений и публичных слушаний
Общественные обсуждения согласно положению об ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) –
все возможные формы информации о намечаемой деятельности, сбор и обзор публикаций, предложений, замечаний о ее аспектах, организация обмена мнений, консультации, собрания.
Формы участия общественности в процессе ОВОС разделяются на обязательные и определяемые дополнительно на этапе разработки технического задания на проведение ОВОС. К обязательным формам относятся: информирование о намечаемой деятельности, документирование замечаний и предложений, их учет при составлении задания на проведение ОВОС, отражение их в материалах по оценке воздействия на окружающую среду. На этапе замысла намечаемой деятельности и на завершающем этапе разработки документации общественные обсуждения предусматривают возможность организации «слушаний» – очной формы обсуждений соответственно «предварительной экологической оценки» и «проекта материалов ОВОС» по намечаемой деятельности.
Решение о выборе форм общественных обсуждений должно учитывать степень экологической опасности намечаемой деятельности, фактор неопределенности, заинтересованность общественности. Порядок проведения общественных обсуждений предлагается заказчиком документации (хозяйствующим субъектом), уточняется и утверждается органом местного самоуправления при участии общественности, выражающей интерес к намечаемой деятельности.
Публичные слушания – безвариантное разовое мероприятие в форме исключительно собраний по итогам разработки градостроительной документации муниципального уровня. Публичные слушания организуются в населенных пунктах, к которым относится разработанная документация. В целях обеспечения жителям равных возможностей для участия в публичных слушаниях они могут проводиться по отдельным территориям населенного пункта. Информация о содержании градостроительной документации, предлагаемой для рассмотрения на публичных слушаниях, сообщается в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению, через Интернет. На собраниях жителей организуются выставки, экспозиции демонстрационных материалов, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков.
Общественные обсуждения организуются и проводятся по всем видам намечаемой деятельности, реализация которой способна оказать негативное воздействие на окружающую среду и определяет экологические права граждан. Содержание положения по ОВОС особо выделяет инвестиционную строительную деятельность. Оно ориентирует заказчика на «определение альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий)».
Публичные слушания не имеют отношения к инвестиционной деятельности, к реконструкции или техническому перевооружению предприятия, то есть, к деятельности предприятия вообще, если, конечно, у местной власти нет намерения урезать его территорию или ликвидировать предприятие. Публичные слушания проводятся по разработанным и представляемым для утверждения проектам генеральных планов, правилам землепользования и застройки на земельные участки с условно разрешенным видом использования, по отдельным видам планировочной документации, межевания территорий.
Ответственные за организацию обсуждений и слушаний
Схожей по организации и для общественных обсуждений, и для публичных слушаний является та их часть, которая относится к собраниям по той или иной процедуре и обязывает подготовить протокол собраний. В других частях имеются различия.
За реализацию целей и требований проведения общественных обсуждений (проекта деятельности) отвечает заказчик. В подавляющем большинстве случаев это застройщик, предприятие, намеревающееся провести реконструкцию, новое строительство.
Заказчик организует информирование о намечаемой деятельности в течение всего времени проведения ОВОС принимает и документирует замечания и предложения, учитывает их в техническом задании. Замечания и предложения должны быть отражены в итоговых материалах ОВОС, являющихся неотъемлемой частью документации по намечаемой деятельности. В материалах ОВОС отражается, а на итоговом их обсуждении сообщается, какие из этих предложений и замечаний были учтены, в каком виде, какие – не учтены, основание для отказа.
Заказчик обеспечивает проведение общественных обсуждений по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором фиксируются вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен).
Протокол подписывается представителями органов власти, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.
Заказчик обеспечивает доступ общественности к материалам ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) с момента утверждения технического задания до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.
Организация публичных слушаний, взаимодействие с их участниками возложены на орган местного самоуправления, являющийся, кстати, и заказчиком соответствующей документации. По итогам им оформляются протокол и заключение о результатах слушаний, представляемые вместе с проектом документации на утверждение. Заинтересованные лица по материалам публикаций и участники слушаний направляют свои предложения и замечания непосредственно в уполномоченный орган местного самоуправления. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию.
Кто хочет разобраться в проблеме, читайте:
Статья № 28 Градостроительного кодекса
http://www.zakonrf.info/gradostroitelniy-kodeks/28/