"Эспрессо" №8, 14 мая 2013 года, стр.4-5
"Дорога не завела". Наталья Воронцова
http://espresso-id.ru/for_download/arch ... 00_web.pdf
(Двигайте статью по экрану по горизонтали).
16 Мая 2013
Дорога не завела
Автор Наталья Воронцова, Опубликовано в Газета «Эспрессо»
Как жители спасли свои дома, убедив власть не строить магистраль через поселок
Беспрецедентный случай произошел в пос. Пески (Коломенский район, Московская область): местные жители сумели добиться пересмотра уже утвержденной схемы территориального планирования региона. Они воспротивились строительству шестиполосной магистрали, рассекающей поселок надвое, и убедили чиновников внести в документ коррективы. В технологии успеха разбиралась Наталья Воронцова.
Кому читать: тому, кто не «тварь дрожащая»
Зачем читать: чтобы знать, на что «право имеет»
С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ
В октябре 2012 года проходили публичные слушания по генплану развития поселка. Уже под конец обсуждения один из жителей вдруг поинтересовался: что это за пунктир проведен на карте вдоль железнодорожной линии и делит поселок пополам? Мать родная! Оказалось, это коридор резервирования шириной 400 метров под строительство шестиполосной магистрали. На собрании 17 ноября, на котором присутствовало более 600 жителей поселка, песковцы создали инициативную группу, поручив ей сделать все, чтобы увести дорогу от жилых домов.
КАК ДЕЙСТВОВАЛИ
Ольга Шилова,
председатель инициативной группы:
Инициативная группа использовала все возможные средства и способы воздействия на чиновников, от которых зависел пересмотр трассировки:
– собрали более 1500 подписей против строительства дороги, которые представили в Мособлдуму и Управление архитектуры и градостроительства области. Это стало решающим аргументом в пользу пересмотра принятого ранее решения;
– обратились в Коломенскую городскую прокуратуру с заявлением об отмене результатов публичных слушаний по генплану развития поселка, в которых одобрено прохождение шестиполосной магистрали через поселок. Результаты публичных слушаний отменены;
– подключили СМИ – федеральные, региональные, городские, районные и поселковые;
– вышли в Сеть (YouTube, ВКонтакте, Одноклассники), где организовали интернет-голосование;
– известили обитателей знаменитого поселка художников, митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия и заручились их поддержкой.
– Мы достучались до всех властных структур, от которых зависело решение нашей проблемы. Дорога не пройдет по жилой территории, поселок будет сохранен. В Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области не сразу, но услышали нас. Сначала нам предложили оставить трассу на прежнем месте – в центре поселка, но изменить количество полос с шести на четыре. Мы решительно отвергли такой вариант. Тогда врио губернатора дал задание проектировщикам просчитать все возможные варианты прохождения дороги и найти оптимальный, при котором потери граждан будут сведены к минимуму. Новая трасса пройдет в обход поселка и будет называться «Коломна – Воскресенск».
1. ЧТО БЫЛО
Дорога: Коломна – Пески – Воскресенск.
Количество полос: 6.
Ширина полосы отвода: 53 метра.
Прохождение: через частные и многоквартирные дома, магазины, здание поселковой администрации, библиотеку, аптеку, поселок художников и другие объекты поселковой инфраструктуры. Входная точка на территорию Коломенского района – у железнодорожной станции «Цемгигант». В первоначальной редакции схемы дорога должна была пройти через Пески, затронуть Конев Бор, затем – в обход с западной стороны Нижнего Хорошова, а в районе Бобренева выйти на трассу М5 «Урал».
2. ЧТО СТАЛО
Дорога: Коломна – Воскресенск.
Количество полос: 4.
Ширина полосы отвода: 31 метр.
Как пойдет. В обход поселка Пески. Между Губастово, Песками, не доходя до Паньшино, – за Конев Бор. Далее – вдоль железной дороги, потом пересечет ее и, влившись в уже существующую дорогу, уйдет на трассу М5 «Урал», не затрагивая ни одного жилого строения. К Пескам будет приближаться в двух местах: между улицей Пролетарской и садоводческим товариществом «Пески-2» и частично на улице Зеленой.
ЧТО В ПЛЮС
Объездная дорога уводит из поселка большегрузный транспорт, ухудшающий экологическую обстановку, разбивающий поселковые дороги, делающий передвижение по поселку небезопасным.
Сохраняются частные дома и поселковая инфраструктура. 267 домов, стоявших на пути первоначально размеченной трассы, останутся нетронутыми. Как и магазин, библиотека, аптека и другие объекты, которые дорога должна была смести со своего пути.
Не будут затронуты воскресенские предприятия. Предполагается, что трасса в новом варианте обойдет и крупные предприятия Воскресенска – машиностроительный завод, «Лафарж-цемент», завод «Гранул-гранит» и другие, которые могли оказаться в зоне отчуждения.
Андрей Разин,
председатель комитета по управлению имуществом администрации Коломенского муниципального района:
– С помощью жителей мы смогли сделать практически невозможное. Я не помню прецедента, чтобы жителям удалось в уже принятый региональный документ внести изменения, хотя законодатель изначально заложил возможность участия населения в развитии своей территории. Мы переходим к конструктивному диалогу между жителями и властью, что позитивно сказывается на развитии всей Московской области.
ЧТО В МИНУС
леса под вырубку. Новая дорога пройдет по лесному массиву на территории Хорошовского сельского поселения.
Удорожание проекта как минимум на 3 млрд рублей. Обходной вариант предполагает строительство двух эстакадных мостов на пересечении трассы с железной дорогой. По
предварительным оценкам, каждый обойдется в 1,5 млрд рублей.
Андрей Разин:
– Основной задачей при разработке альтернативного варианта трассировки была минимизация возможных негативных последствий от строительства дороги. Сейчас дорога практически не затрагивает территорию поселка Пески, обходит стороной другие населенные пункты и садоводческие товарищества. Ни одного строения под снос. Были учтены интересы Песковского комбината стройдеталей – дорога не пройдет по территории его месторождений. Осталась только одна больная точка: теперь значительная часть массива леса может попасть под вырубку. Я не исключаю, что появятся защитники экологии, которые осудят и этот вариант. Но надо понимать: дорога не может пройти по воздуху. При ее строительстве всегда надо чем-то жертвовать – либо жилыми строениями, либо деревьями. Сейчас в жертву приносятся леса. В Коломенском районе лесной массив составляет более 50% территории, поэтому, думаю, прохождение одной трассы кардинального влияния на экологию не окажет.
ЕСТЬ ВОПРОСЫ
Большинством голосов жители Песков, пришедшие на публичное обсуждение нового варианта, одобрили его. «За» проголосовали 140 человек, «против» – пять. Однако вопросы остались и у тех и у других.
А может, не строить дорогу вообще?
Представители администрации Коломенского района и инициативная группа во время визитов в Главное управление архитектуры и градостроительства области предложили вообще не строить дорогу. Но положительного ответа не получили. Сейчас на схеме территориального планирования области остается коридор резервирования под первый вариант дороги и одновременно с ним рассматривается новый вариант – в обход Песков.
Исчезнет ли со схемы пресловутый коридор?
Пока в схему территориального планирования области не будут внесены изменения, 400-метровый коридор останется. Это означает, что любая хозяйственная и строительная деятельность в пределах этой зоны должна согласовываться с правительством области. Чтобы наверняка стереть пунктир, жители приняли решение потребовать от Главного управления архитектуры и градостроительства области письменный ответ о признании ранее существовавшего проекта недействительным и о принятии за основу обходного варианта дороги.
Смогут ли жители въехать на дорогу и съехать с нее?
По всей вероятности, съездов будет два: перед Паньшиным и за Песками, где петля новой трассы уходит на «Цемгигант». Более точный ответ на вопрос дадут проектировщики, которые пока не приступили к проектированию нового объекта.
Не заденет ли трасса садоводческие товарищества?
В новом варианте дорога хоть и проходит вблизи садоводческих товариществ «Пески-2» и «Мезенка», но сноса участков не предполагает.
Почему не поинтересовались мнением жителей Хорошовского сельского поселения, которое теперь примет на себя основной «дорожный» удар?
Юрий Ермаков,
глава сельского поселения Хорошовское:
– По новому плану дорога действительно пройдет по нашей территории, но интересов жителей не коснется и не ущемит их прав. Жилье находится на значительном расстоянии. Маршрут трассы пролегает по полю и лесному массиву. В поле трасса, возможно, заденет паевые доли некоторых собственников. Но, думаю, они будут рады их продать. Договариваться о цене с ними будет областное правительство. Лес – в областной собственности. Наше требование одно – обеспечить строительство съездов и развязок, чтобы жители не были ограничены в передвижении.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
3 млрд рублей – на столько дороже реализация проекта строительства дороги в обход Песков по сравнению с первоначальным вариантом прохождения трассы по центру поселка.
1500 подписей собрали жители Песков, чтобы убедить чиновников не делить поселок пополам шестиполосной магистралью.
31 метр – ширина полосы отвода под новый вариант трассы вместо 53 метров, запланированных в старом варианте.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Начало истории строительства дороги через пос. Пески, изложенное в газете «Эспрессо».
Портал «Мои пески», где аккумулируется актуальная информация по строительству дороги Коломна – Воскресенск. Это также площадка для дискуссии по поводу нового варианта прохождения трассы.
# # # # # # # # # # # # #
Визитка
Наталья Воронцова
Журналист ИД «Эспрессо паблишинг».
С отличием закончила школу, с красными дипломами филологический факультет КГПИ (ныне МГОСГИ) и факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. В профессии 15 лет. Есть опыт работы в радиожурналистике и печатных СМИ г. Коломны. Основной принцип работы – объективность в освещении любой проблемы.