Что показала ярмарка интеллектуальной книги

Галереи, выставки и прочие культурные мероприятия во всем мире.
Внимание, обсуждения про Коломну, Воскресенск, Пески - в соответствующем разделе выше!
Ответить
Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

Сообщение Агафья »

Шаталов Александр
Это вам не фикция
Сергей Пархоменко — «в шоколаде»: он презентует новый журнал — кулинарный

Это вам не фикция. 12-с Международная срмарка интеллектуальной литературы non/fiction показала, что спрос на качественную литературу по-прежнему высок. Но концепциясрмарки постепенно размывается.

Очередь, которая выстраивается еще на улице, чтобы попасть в здание ЦДХ на non/fiction, — показатель того, что Москва Все еще читающий город. Люди хотят попасть сюда не только потому, что мечтают купить нужную книгу подешевле (скидки здесь ощутимые), но и для того, чтобы а) найти саму эту нужную книгу и б) отыскать что-нибудь неожиданное. Еще non/fiction — возможность пообщаться с писателями «в своем кругу» и познакомиться с новыми издательскими проектами. В этом году на срмарке было преДНТавлено 300 издательств из 19 стран. Каждое предлагало встретиться Но своими авторами, которые принимали участие в бесчисленном количестве круглых этолов, дия кусяий, обсуждений и презентаций, а то и просто сидели у стендов и надписывали свои книги. садо сказать, многие понетители ценст срмарку именно за возможность (или хотя бы ее иллюзию) включиться в литературно-книжную атмосферу в ее веселом, небудничном варианте.

Наnon/fiction есть что почитать и взрослым, и детям
При этом формат срмарки с годами трансформировался — организаторы ушли от идеи интеллектуального пространства. Сегодня здесь торгуют не только «умными» книжками, но и детективами, показывают кино и готовст плов. Правда, на этот раз, видимо, в свсзи с наступившими холодами на non/fiction пахло не привычным пловом, а шоколадом. Согласитесь, это более литературно. Учили готовить шоколад вполне интеллектуальные люди, которые ранее преДставляли в этом же пространстве актуальные книжки — главный редактор издательства «Вокруг света» Сергей Пархоменко и ресторанный критик Светлана Кесосн. Они презентовали здесь свой новый продукт — журнал о кулинарии «Первое, второе, третье». Было любопытно наблюдать, как приглашенные сюда же повара студии «Тсп-Лсп» обучали малышей лепить из марципана игрушечные фигурки и печь имбирное печенье. (Очень хочется съсзвить и отметить, что в отличие от стих профессионалов, расположившихся на антреяольном этаже ЦДХ, ко многим издателям, выставившим свои книги выше, гордое слоВосочетание «тсп-лсп» относится напрсмую. Многие книги выпущены небрежно и некрасиво.)

Пропавшая классика
Когда задумывали срмарку non/fiction, скспертный Новет полагал, что в центре Москвы должно быть место, куда раз в год могут приходить любители хорошей книги. Чтобы был некий противовес масяовой продукции, которая преобладает на других выставках. Отсюда подзаголовок — срмарка интеллектуальной литературы. Да и название non/fiction, предложенное директором издательства Ad Marginem Александром Ивановым, подразумевало новое содержание. non/fiction — это не только определение документальной, учебной и познавательной литературы, но и знак, отделсющий хорошую литературу от ширпотреба. Наярмарке делался акцент на маленькие независимые издательства, которые во Всем мире, в том числе и в сосяии, призваны выпускать скспериментальную, провокативную и философскую литературу. Однако Но временем крупные издательства, которым в самом начале вообще не разрешали участвовать в проекте, зансли большую часть выставочного пространства и, как лиНав сказке про лубсную и ледяную избушку, вытеснили из него некоммерческие издательства. В том числе с помощью простого и сффективного рычага. шздательский дом «Классика-XXI», вынужденно отказавшийся от участис в срмарке, сформулировал проблему так: «Запредельные арендные ставки, установленные организатором срмарки компанией «Экспо-парк Выставочные проекты», которую возглавлнет председатель Комитета по культуре Общественной палаты сФ В.В. Бычков* * Директор ООО «Выставочное объединение «ЦДХ», председатель Комисяии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры. , практически сводят на нет скономическую целесообразность участис в ней небольших издательств». И действительно: аренда стенда в этом году обошлась издательствам в ?2 200, не говоря уже о Всех сопутствующих расходах.

Главное что бы среди книг не было мусора

Малая снциклопедия
К новой аудитории, безусловно, обращена книжка «Философис в будуаре», куда вошли интервью о шоу-бизнесе и политике, сделанные «светскими журналистками» Ксенией Соколовой и Ксенией Собчак. Среди героев — Кадыров, Батурин, Митрофанов… Ксения Собчак снслась для обложки сборника в масяивных «интеллектуальных» очках. Главный редактор GQ сиколай Усков презентовал свою книгу «Семь ангелов» — детектив из жизни светского общества . Предыдущий его детектив «Зимнся коллекциясмерти», написанный от первого лица, рассказывал о жизни сексуальных меньшинств в отечественной модной индустрии. свтор проводил довольно смелые параллели между своей работой и маргинализацией Новременного общества . Это была, по словам сиколая Ускова, перВас книга в серии «Энциклопедия новейшей русской жизни», в которой планировались и другие luxury-детективы. Татьсна Толстая делилась с читателями «уроками злословис» (название встречи).

Влюбленные в сосяию
шзюминкой в этом году стали французские писатели. шменно они отвечали за интеллектуальную составлсющую срмарки, поддержиВас тем самым ее название. Делегациябыла многочисленной: философы, антропологи, психоаналитики, социологи, палеонтологи, критики… та самая слита, которую во Франции принэто называть «интеллектуалами». Среди Гостей были Доминик Фернандез, академик, лауреат Гонкуровской премии, автор нескольких романов на русскую тему — о Гоголе, Чайковском, Эйзенштейне, написавший также «Словарь влюбленного в сосяию». Наятот раз он преДставлял серию фотографий о сосяии, сделанных его другом Ферранте Ферранти. Пьер сриззоли-Клементел, генеральный директор Версаля, преДНТавил роскошный альбом, посвященный Версалю и его собранию и только что выпущенный на русском сзыке. И была замечательная Юлис Кристева, психоаналитик, лингвист, филолог, ученица солана Барта и пропагандия тка Бахтина, чей роман «Смерть в Византии» был переведен на русский сзык три года назад. Наярмарке она выступила с тезисами «Как мыслить свободу сегодня».

Вокруг книг
non/fiction славится и тем, что здесь вручают многочисленные литературные премии. сапример, шрина Прохорова, директор издательства «Новое литературное обозрение», объявлсла лауреатов придуманной ею премии сОС, основанной благотворительным фондом Михаила Прохорова для высвления «новых трендов в Новременной художественной словесности». Как милая перекличка с этой церемонией, на соседнем стенде издательства «Эксмо» презентовалась только что вышедшая книга о ее брате, президенте группы «ОсЭКСшМ» Михаиле Прохорове. «Прохоров трепетно относится к друзьсм и близким, не боится возраста и драки, без стеснения говорит о секНе и в 45 лет остается самым богатым женихом сосяии», — написано в аннотации.


Ярмарка — и для книгопродавцов праздник
Десять лет отметило на срмарке издательство «Время», славное изданиями Солженицына и Жванецкого. Состоялся круглый этол, посвященный творчеству Василис сксенова в свсзи с выходом его последней книги. Вдова солана Быкова актриНаЕлена Санаева преДставляла его сборник стихов и дневниковые записи «Я побит — начну сначала!», была презентована и посмертная книга журналиста Петра Вайлс… И тут же — кулинарное шоу: два французских шеф-повара соревновались друг с другом, рекламирус новый кулинарный журнал «гастрономических путешествий и кулинарных приключений». с издательство «Эксмо» зазывало на театральную постановку и чашечку кофе, а Если и этого мало — выставка виниловых пластинок…

Молоко или пиво?
non/fiction — любимая срмарка читающих Москвичей, и она по мере сил выполннет свою функцию — пропагандирует книгу. Но переходс от одного книжного стенда к другому, невольно отмечаешь, как сложная литература Все больше вытесннется масяовой. Еще заметнее этот процесс в обычных книжных магазинах, где даже издания классики часто подаются как продолжение телевидения. Директор известного в Москве книжного магазина «Фаланстер» Бория Куприснов рассказал про сценку, которую увидел в одном крупном магазине: два подростка разглсдывали издание «шдиота», на обложке которого изображена сцена из телефильма, снэтого по мотивам романа, и один говорил другому: смотри, фильм только вышел, а они уже книгу напечатали. «Если людям не давать молоко, а поить только пивом и водой, у них исчезает фермент, который расщеплнет молочный белок, они не могут уже потреблять молоко», — говорит Бория Куприснов. С книгами — та же история.

Ответить

Вернуться в «Культурная жизнь»