Радио "Эхо Москвы"
Антихрист на пороге «Винзавода»
В четверг Центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка «Духовная брань» художницы Евгении Мальцевой и мецената, коллекционера современного искусства Виктора Бондаренко. Открытию выставки попытались помешать люди в казачей форме и агрессивные граждане в штатском, назвавшие себя православными.
Да, конечно! Безусловно, гораздо выгоднее торговать миллионами (подчеркиваю – миллионами, подчеркиваю – торговать!) копий старинных икон, за которые уже ни авторских не надо платить, ни тратиться на их создание. Я напомню: в прошлые века иконы и фрески заказывались мастерам храмами и монастырями или частными лицами и неплохо оплачивались. Женя Мальцева – современный художник, очаровательная девушка, очень искренняя и непосредственная. Именно ее вчера хотели растерзать здоровенные мужики, нарядившиеся казаками и неформалами. Я такие рожи видел только на картинах Босха (там, где побивают Христа): и то у Босха все не настолько мерзко и совково.
Тем, кто вопят про нарушение «канона» – сообщаю: сначала надо хотя бы в школе поучиться или книжки почитать, если умеете, а потом глотку драть. Напомню: никакого единого и навсегда правильного варианта иконы не существует, и не может существовать в самой теории. Сначала и самого христианства не существовало, потом, когда оно появилось, то первые века (целые века!) Христа изображали в виде юноши-пастушка, а почти ленинскую бородку стали подрисовывать лишь позднее. Но это – на фресках (традиция языческой Греции и Рима), а вот икона появляется еще позже (причем, ее почитание – и вовсе закрепляется, когда уже все сроки догадаться это сделать прошли - на 7 вселенском соборе 787 г.) – и сразу начинается иконоборчество: наиболее рьяные «верующие» в Византии и других регионах рубили иконы, потому что действительно существует постулат, данный Яхве в заповедях Моисею (я, правда, до сих пор не понимаю, с какого перепугу все советские чиновники называют этот текст «исконно русским»; и уж, кому в нем разбираться – так это Гельману, в бывшей галерее которого выставляется Мальцева). Заповедь звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того что наверху, и что на земле, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им». Ни убавить, ни прибавить. И никакой двусмысленности. Но «православным» фундаменталистам закон не писан. Нет, конечно, эта фраза выдает примитивные представления о Земле, когда еще Джордано Бруно не сжигали, и все думали, что Земля стоит на слониках с обертки советского чая из Индостана, но не менее тем.
На картинах Мальцевой изображена та катастрофа, в которую, живущие супротив заповедям Иисуса, церковные функционеры ввергают свою паству и всю страну. Кисть молодой художницы передает самую суть печали метафизических образов, она бескомпромиссно бичует торгашей от храма, энергия ее творческого открытия заставляет «чертей» злиться.
Один из главных выкриков агрессивных ряженых – про картину «Антихрист». Так я вам скажу про Антихриста. Итак, «анти» – это противоположность явления. ОК! Тогда я могу сказать, что видел антихриста: прикрываясь крестом (вернее, огромным количеством его товарно-рыночных изображений на всем: на одеждах, головных уборах, на иномарках, на товарах и т.д.), он обогащается, он жаждет не царствия божьего, а власти и наслаждений в этом мире, он проповедует не всеобщую любовь, а агрессию, настраивая одних против других и т.д. А официальный представитель антихриста по связям его с бывшей комсорговской общественностью вчера осудил выставку, которая проницательно показывает, что к чему на самом деле.
P.S. Лично мне гораздо ближе Энгр, чем Мальцева и Пласидо Доминго – чем Пусси Райот, но я не могу не поддержать ту эмоцию, то искреннее чувство, без которого невозможно развитие искусства, и не могу не отстаивать главный закон моего государства – Конституцию.
Автор: Евгений Понасенков, режиссер, историк
Фото: Рустем drugoi Адагамов