Дмитрий Климов
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Христос воскресе!
Братья и сёстры, когда в Великую субботу заканчивается утренняя служба, освящаются хлебцы перед тем, как приходят люди освящать куличи, есть такой момент, когда перед плащаницей начинают читать "Деяния святых апостолов". По уставу положено всю эту книгу прочитать за Великую субботу. Мы начинаем её читать, одну-две главы прочитали на аналое, книга продолжает лежать в надежде на то, что кто-то придёт и прочитает ещё, но никто, наверное, не умеет читать. Грамотных сейчас мало людей. А затем в конце мы ещё несколько глав читаем.
Я раньше недоумевал и размышлял об этом: почему именно "Деяния святых апостолов" читаются вот так, вне богослужения и в Великую субботу, в тот момент, когда плащаница лежит на середине храма. То есть, Христос лежит телесно во гробе. При чём тут "Деяния святых апостолов? А книга "Деяния святых апостолов" описывает труды апостолов. В основном апостола Павла и его сподвижников. И как-то раз до меня дошло, почему так происходит. Потому что, видимо, это такой момент реабилитации.
Когда Христос пребывал во гробе, когда Христос был распят и умер, все апостолы разбежались. Рядом с Божией Матерью остались только Иоанн Богослов, а остальные апостолы, как написано, "страха ради иудейска" разбежались. Они потеряли эту общинность, разбрелись каждый в свой дом, потому что поняли, что всё их учительство, всё их апостольство закончилось смертью Учителя. И, конечно, к этому примешивался страх. Ведь, если арестовали и убили Учителя, значит, могут арестовать и убить и учеников Его. Потому-то они и были в трепете, все они были совершенно расслаблены, все они были совершенно подавлены. Как раз поэтому-то и читается книга "Деяния святых апостолов", в которой говорится, что было потом, после воскресения Христова. После того, как на апостолов сошёл Дух Святой. А именно с этого события начинается эта книга. Как они переменились, как они приобрели такую твёрдость, такую стойкость, что даже никакие гонения, никакие прещения не могли удержать их от того, чтобы благовествовать Евангелие Царства Божия. Поэтому читается эта книга читается в качестве такой реабилитации апостолов в то время, когда они умершего Христа все оставили. Это моё личное мнение. Может быть, составители устава и утвердители этой традиции пользовались какими-то другими причинами.
Почему я это рассказываю? Потому что не все апостолы оставили Господа. Жёны-мироносицы, ученицы Христовы, остались Ему верными не только в жизни, но даже в смерти. Первые, кто пришли к Его гробу, были не ученики, а ученицы. То есть, те женщины, которые ходили вместе со Христом, которые служили Ему. Многие служили Ему своими трудами хозяйственными, многие служили, как сказано в Евангелии, "от имений своих". Они были преданы Христу и оказались гораздо более преданы, чем апостолы.
И сегодня мы их память и празднуем. Празднуем память Марии Магдалины, Марии Клеоповой. Сёстры Лазаря, Марфа и Мария тоже были мироносицами. К мироносицам, конечно, не причисляются Никодим и Иосиф Аримафейский, но они сегодня тоже празднуются, потому что они тоже послужили погребению Христову и тоже Христа не оставили. Хотя во время земной жизни Господа они были тайными учениками Христа. Они не могли явно исповедовать свою веру во Христа, потому что имели сан и положение в обществе. Возможно, они боялись потерять это положение, а, может быть, они думали, что, сохраняя это положение, они послужат Христу лучше, чем в гонениях, будучи отлучёнными от синагоги. А вот, когда Христос умер, именно Иосиф Аримафейский пришёл к Пилату и, не боясь, попросил тело Иисуса для погребения. Он положил Его в своём гробе, который готовил для себя, в том гробе, в котором никто ещё не был положен. Это подчёркивается в Евангелии, потому что это было редкостью. Только богатые люди могли себе позволить личную гробницу сделать ещё при жизни. Совсем бедных людей в земле хоронили или в склепах фамильных, в которых кто-то когда-то был похоронен, и туда просто подхоранивали. А эта гробница была новая.
И вот, когда рано-рано утром после субботы, когда можно уже было что-то делать, куда-то идти, когда суббота окончена, мироносицы взяли миро для того, чтобы завершить погребение. Иосиф с Никодимом погребли тело Христа в спешке. Наступала суббота, был вечер пятницы. Они, конечно, умастили ароматами и обвили тело плащаницею, но какие-то ритуалы не были совершены до конца. Жены-мироносицы решили погребение завершить. Когда они пришли ко гробу и увидели, что камень отвален от гроба. В гробе сидит ангел, который благовествует: "Не ищите распятого Христа здесь. Его здесь нет. Он воскрес и ждёт вас в Галилее, как и предупреждал вас". Они побежали, потому что ангел сказал им рассказать апостолам. Но они побежали настолько поражённые, настолько испуганные, что никому ничего не рассказали.
В Евангелии есть множество других описаний того, как Христос явился Марии Магдалине, которая пришла ко гробу. Затем апостолы Иоанн и Пётр пришли ко гробу. И так далее. Но первые свидетельницы воскресения Христова, и первые, кому явился воскресший Господь, были женщины. Поэтому мы сегодня празднуем жен-мироносиц и празднуем всех жен-христианок.
Вы знаете, что до христианства отношение к женщине в древнем мире было совсем иным, нежели сейчас. Многое в то время определялось силой и властью. У женщины меньше силы физической. У женщины меньше власти, поэтому она всегда была в подчинении у мужчины. Римское право говорит о том, что муж был полноправным хозяином своей жены вплоть до того, что мог её даже убить. А римское право было на то время самым прогрессивным юридическим правом. Что там говорить о варварских обществах, где вообще понятия о праве и юридизме не было. Женщины были просто хозяйками, просто служанками, рабынями и для продолжения рода. Именно христианство принесло в мир понятие, что нет во Христе ни мужского пола, ни женского, ни раба, ни свободного, ни эллина, ни скифа, ни варвара. Во Христе все равны. Если человек становится членом Церкви, то в Церкви совсем другие отношения, чем в миру. А, учитывая то, что Церковь свои рамки расширила в древнем мире и в средние века почти до всего обитаемого мира, то это понятие и расширилось. Хотя, не всё так легко далось. Не всё так легко принялось.
В средние века, когда были христианские государства, женщина не так уж была равна в правах с мужчинами. Даже, учитывая такое великое благовестие, такая великая вера и такая великая духовная сила, проповедовать вот эту истину, это равенство всех перед Богом, даже это не смогло часто изменить некоторые традиции древнего мира. Что говорить о древнем мире, если даже и сейчас не может изменить. А что бы было тогда, если бы этого благовестия не было.
Часто обвиняют христиан в том, что были крестовые походы, что люди до сих пор воюют. И тогда воевали, и сейчас воюют. Один христианский народ идёт на другой христианский народ. У меня один вопрос: а что, вы думаете, если бы христианства не было, было бы лучше? Могло бы быть какое-то другое учение, которое о любви, о добре, о прощении, о милосердии сказало бы чётче и понятнее, и этих бы войн, кровопролитий, бед и катастроф было бы меньше? Я думаю, вряд ли вообще такое учение себе можно было бы представить. Зато, можно прекрасно представить себе, что было бы, если бы христианства не было. Тогда люди вообще озверели бы окончательно и превратились в животных, у которых всё определяет только сила и только власть.
Слава Богу, что мы это понятие имеем и пытаемся это проповедовать. И, конечно, нужно несколько слов сказать о том, что в наших православных храмах так много женщин. Гораздо больше в процентном соотношении женщин, чем мужчин. Связано это, скорее всего с историческими причинами. Это не везде так. Если вы были в других христианских православных странах, то вы обратили внимание, там такого чёткого гендерного разделения, почти одни женщины в храме, нет. Там много мужчин. В Грузии, в Греции. В неправославных странах, Испании, Италии много мужчин ходит в храм.
У нас почему так мало мужчин? Потому что в двадцатом веке сложилась такая традиция, что мужчинам запрещалось посещать церковь, а женщинам--пожалуйста. Мужчина-член партии, какую-то руководящую должность занимает. Не дай Бог, его кто-то увидит в церкви. Обязательно будут гонения, проблемы. Мужчины просто боялись. Точно так же, как две тысячи лет назад апостолы боялись, так и мужчины боялись ходить в храм чисто из таких мирских побуждений. А с женщины что спросишь? Конечно, если она в партии состояла, занимала большую руководящую должность, у неё тоже могли быть проблемы. Но не столько, сколько у мужчин. А уж, если женщина выходит на пенсию, и власть советская понимала, что от вышедшей на пенсию женщины мало, что зависит, разрешалась ходить им в храм. Эти, так называемые "белые платочки" сохранили, как многие говорят, церковь. Я не совсем согласен с этим тезисом.
Я считаю, что церковь сохранил Господь. Церковь сохранил и подвиг новомучеников. Среди них тоже было много женщин. Было много и мужчин. Но "белые платочки" — это те, кто ходили, не боясь в церковь. Они ходили и, может быть, как-то трансформировали христианскую веру и православную традицию, меняли её как-то. Иногда не в лучшую сторону. Иногда меняли её так, что храмы становились похожими на какой-то клуб для бабушек, где им уютно, где им удобно, и, где власть разрешила им тусоваться. В отличие от мужчин и молодёжи. Конечно, это не всегда было правильно, хотя отголоски этого до сих пор остаются на некоторых приходах. Вот такая историческая причина того, что в наших храмах женщин больше, чем мужчин.
Во-вторых, христианство-это вера смирения и любви. Это вера такая, которую женским сердцем принять легче. Потому что в женщине по природе больше смирения, чем у мужчины. Женщина больше живёт эмоциями, женщина больше чувствует сердцем. Мужчине важно понять что-то умом, рационально. Но как веру можно понять рационально? Вера-это всегда опыт. Вера-это всегда чувство, которое остаётся от встречи с Богом. Женщина этому своему чутью, своей эмоции отдаётся больше, чем мужчина. Мужчина тоже может что-то почувствовать, а потом начинает анализировать своим умом и думает: "Да нет, это, наверное, какой-то морок." И продолжает жить, как жил.
Третья причина самая простая и печальная. В нашей стране до пенсионного возраста, когда больше свободного времени, которое можно посвятить Богу и Церкви, к сожалению, мужчин доживает очень мало. Бабушек у нас много, а вот дедушек очень мало. Они умирают гораздо раньше. Часто из-за вредных привычек, тяжёлой работы. Хотя у женщин тоже не легче. Но, в основном, из-за вредных привычек.
Ещё мне хотелось бы вам сказать в качестве постскриптума о моём интересном наблюдении, о том, что я узнал из одной научной передачи. Эта гипотеза совсем не религиозная. Она предполагает согласие с эволюционистской точкой зрения. Мы, как христиане, вроде бы не должны эволюционистскую точку зрения поддерживать.
Мы должны быть креационистами, но некоторые вещи совместить гораздо проще, чем кажется. Передача транслировалась на нормальном канале. Научная передача, не "Рен-ТВ". Доктор, профессор биологических наук говорил, что человеческий ген передался по женской линии. То есть, человек стал человеком по женской линии. Почему? Предположим, приматы. Ещё не люди, а приматы. Самка родила детёныша. Она этого детёныша до определённого времени кормит, охраняет, кохает, заботится о нём. Потом что-то происходит в её биологическом ритме, срок наступает, и этот детёныш становится для неё чужим. Всё. Теперь сам. Потому что уже надоело на тебя тратить свои калории. Молоко из меня высасываешь, да и личной жизни уже хочется. Год покормила и аривидерчи. Давай, теперь сам. Некоторых из стаи выгоняли, чтобы они свои стаи создавали. И как вы думаете, почему человек стал человеком? Потому что некоторые, не все, самки приматов этот срок перехаживали. Они заботились о своих детёнышах не год условный, а полтора года. Так же кормили, так же заботились. И, естественно, этот детёныш получал больше шансов для выживания. В этой самке примата то, что в животном преодолевало животное, этот альтруизм, когда она хочет пожить для себя, но всё-таки, живёт для дитя. Вот этот ген, говорят учёные, который передавался и формировался таким образом, сделал человека человеком.
По всем каналам женщины и в духовном смысле, мироносицы; и в биологическом смысле, вы, оказывается, сделали всех нас людьми. Так что, благодарим вас за это и поздравляем с этим днём, православным днём женщины, днём жен-мироносиц. Желаю вам, чтобы вы всегда оставались женщинами. Чтобы эти качества доброты, ласки, преданности, заботливости, всегда имели в себе и всегда знали, что не надо становиться мужчинами. Надо быть равными, но становиться мужчинами не нужно. Оставайтесь женщинами.
Христос воскресе!